Север и рынок. 2014, N 6.

В результате происходит снижение количественных и качественных характеристик человеческого потенциала, снижается качество жизни в ряде регионов и поселений Севера и Арктики. Образуется особый сегмент депрессивных территорий и поселений-анклавов социального неблагополучия (прежде всего, на монопрофильных территориях, представленных малыми городами, и в сельских поселениях) с целым «шлейфом» деструктивных социально-экономических процессов. Большинство регионов Севера и Арктики по душевому производству ВРП значительно опережают остальные регионы РФ, но качество жизни во многих из них находится на парадоксально низком уровне относительно среднего по стране и регионов с благоприятными условиями жизни. Основные причины дефицита средств на социальные цели - концентрация доходов от добычи ресурсов на федеральном уровне и прибыль корпораций, ведущие к искусственнойдотационности многих северныхи арктических территорий. Для обеспечения научной основы решения указанных проблем необходимо участие научного сообщества в выполнении исследований и практическихразработок по следующим актуальным направлениям: 1. Обоснование новой, «человекоориентированной» парадигмы развития Севера и Арктики, которая должна сменить «ресурсную» парадигму и колониальный подход к этим территориям. Формирование новой парадигмы социальной политики, ориентированной на устойчивое социально-эколого-экономическое развитие, сохранение заселенности и «обживание» Севера и Арктики, на создание максимально благоприятных условий для демографического и социального воспроизводства населения, здесь проживающего. 2. Исследование проблемы социальной устойчивости и ее различных аспектов на Севере и в Арктике, разработка системы индикаторов социальной устойчивости северных и арктических регионов и местных сообществ, в том числе основанныхна широкомиспользовании социологической информации. 3. Исследование вопросов формирования социальных институтов устойчивого развития, особенно на местном уровне. 4. Формирование научной основы стратегического управления развитием человеческого потенциала, уровнем и качеством жизни, демографическими и миграционными процессами, северными и арктическими рынками труда, процессами социальной мобильности, развитием социальной инфраструктуры в регионах и поселениях Севера и Арктики различного типа. 5. Исследование возможностей развития механизмов социального партнерства, направленных на повышение социальной ответственности бизнеса и роли ресурсных корпораций в реализации социальной политики на Севере и в Арктической зоне РФ, исследование потенциальной роли ресурсных корпораций как локомотивов диверсификации экономики моногородов Севера и АрктикиРФ. 6 . Поиск путей активизации механизмов саморазвития на местном уровне, вовлечения новых финансовых и социальных ресурсов для социальной политики на местах, в том числе инициатив гражданского общества, социального капитала, социальных инноваций. 7. В условиях высокой степени интернационализации северных и арктических исследований - изучение лучших зарубежных практик, сопоставление с накопленным Россией опытом для получения нового комплексного знания о закономерностях развития северных и арктических социальных процессов, его увязка с национальными интересами и приоритетами России на Севере и в Арктике. Секция «Инновационное развитие экономики Севера и Арктики» На секции представлено 12 докладов, в которых отражены важнейшие проблемы и перспективы инновационного развития экономики Севера и Арктики. В их числе: особенности инновационно-технологического и промышленного развития Севера и Арктики РФ; методические подходы к оценке научно-инновационного потенциала региона; проблемы формирования системы стратегического управления инновационным промышленным развитием экономики регионов Севера; отраслевые и региональные особенности использования инвестицийи инноваций в условияхСевераи др. Вдокладахи дискуссиибыли высказаныпредложения, новые идеи по рассмотренным вопросам. Было отмечено, что в последние годы в регионах Севера и Арктики наметился спад промышленного производства. В числе причин - низкая эффективность проводимойменеджментомпромышленных предприятий политики, которая не учитывает приоритета инновационной деятельности как императива современного управления, отсутствие внятной государственной промышленной политики, ориентированной на создание и развитие региональных инновационных систем. За последние годы рост производства на Севере и в Арктике в основномдостигался за счетэкстенсивныхфакторов, а не за счетреализации инновационныхтехнологий. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля инновационных товаров, выполненных работ, услуг в их общем объеме по регионам Севера и Арктики в разы ниже, чем по стране (в 2012 г. - в 4 раза), при этом самые низкие показатели вМурманской обл. и Камчатском крае. Не разработан механизм согласования региональной и корпоративной инновационной политики. В инновационной сфере необходимо объединение ресурсов и возможности государства, бизнеса, науки и образования для формирования конкурентоспособного научно-технологического сектора в области разработки и внедрения передовых технологий. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz