Север и рынок. 2014, N 6.
3. Важнейшей движущей силой для устранения и ослабления рисков и угроз экологическому состоянию арктического региона должна выступать система государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, сбалансированная с системойуправления социально-экономическимразвитиемАЗРФ в целом. 4. Реализация национальной стратегии промышленного освоения и социально-экономического развития Арктической зоны России требует высокой социальной и экологической ответственности хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность на указанной территории. Хозяйствующие субъекты со значительным потенциалом загрязнения окружающей природной среды должны осуществлять свою деятельность в Арктике на принципе наилучшихдоступныхтехнологий. На основе заслушанных докладов участники секции рекомендуют: • продолжить работы по ликвидации накопленного экологического ущербана арктическихтерриториях; • усилить роль государства в области законодательного закрепления экономико-правового регулирования процесса недропользования в направлении стимулирования рационального использования недр, природоохраннойполитики и привлечения инвестиций; • субъектам промысла применять наряду с траловыми орудиями лова экологически безопасные и рентабельные современные ярусные орудия лова; • разработать и утвердить на федеральном уровне Методику экономической оценки экосистемных функций, Методику оценки ущерба от вреда, причиняемого арктическим экосистемам вследствие оказываемого техногенного воздействия, Методические рекомендации по учету экологического фактора при подготовке инвестиционныхприродоохранныхпроектов и оценке их экономическойэффективности. С целью снижения рисков реализации заявленных стратегических намерений по обеспечению экологической безопасности в АЗРФ на уровне субъекта Федерации предлагается: • включить направление по обеспечению экологической безопасности в качестве постоянного и обязательного в перечень софинансирования при формировании межотраслевой консолидированной субсидии; • наделить региональные органы исполнительной власти полномочиями по определению мероприятий, на которые будут использоваться средства консолидированной субсидии в сфере природопользования и ООС; • провести корректировку ФЦП «Охрана окружающей среды» и других программ для усиления в них регионального аспекта в соответствии с целями стратегии «Развитие Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасностина период до 2020 года». Секция «Социальная политика России в Арктике в X X I веке: новая парадигма и новые приоритеты» В работе секции приняли участие 19 представителей научных и образовательных учреждений Мурманской обл., Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Вологды. Заслушав и обсудив доклады, участники отметили, что сегодня высокое качество человеческого потенциала является одним из главных условий конкурентоспособности и развития стран, регионов и местных сообществ планетарного Севера и Арктики. В связи с этим ключевым фактором развития российских северных и арктических территорий в возрастающей степени становится социальная политика. В последние годы наметился ряд позитивных тенденций в социальном развитии Севера и Арктики РФ. Главные из них: сокращение безработицы; снижение уровней бедности; рост соотношения среднемесячной номинальной заработной платы и прожиточного минимума; рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни; развитие механизмов корпоративной социальной ответственности бизнеса и повышение роли КСО в решении социальныхпроблемтерриторий присутствия. Тем не менее, сохраняются следующие проблемы: • снижение экономической привлекательности работы на Севере и в Арктике - сближение «северной» и «арктической» средней заработной платы со среднероссийской; • отток наиболее активного населения в трудоспособном возрасте при низком уровне мобильности большинства населения; • низкий уровень здоровья, в том числе в силу высоких рисков для работников, занятых в ресурсодобывающих отраслях; • высокая смертность; • недостаток молодых специалистов, в том числе инновационного профиля; • наличие комплекса специфически северных проблем, касающихся особо уязвимых социальных групп - пенсионеров, коренных народов Севера; • несоответствие социальной инфраструктуры современным требованиям, усиление «поляризации» в обеспечении ее объектами, проявляющееся в снижении доступности качественных услуг в городах, не являющихся административными центрами, и особенно в отдаленных и малых поселениях. Состояние социальной инфраструктуры во многих поселениях не позволяет в полной мере выполнять ее компенсаторную функцию в условиях Севера. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz