Север и рынок. 2014, N 6.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЕВРО-АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ А.Б.Котомин кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация. К настоящему моменту успешно реализована газотранспортная система «Ямал - Европа», предназначенная для обеспечения экспорта газа в Европу по магистральному газопроводу «Северный поток» в обход территорийУкраиныиПольши. Таким образом, частично решена тактическая проблема зависимости экспорта российского природного газа от стран-транзитеров, недружественно настроенных по отношению к России или имеющих существенно изношенную газотранспортную систему (Украина). Однако развитие в евро-арктической зоне России сети газопроводов, ориентированных на внутреннее потребление, пока существенно отстает. Разграничение «серой зоны» в Баренцевом море привелок активизациишельфовыхпроектовсостороныНорвегии, нопокане вызвалотакойжереакциисостороныРоссии. Ключевыеслова: Штокман, «сераязона», освоение, Норвегия, евро-арктическаязонаРоссии, газотранспортнаясистема. CHALLENGES AND PROSPECTS OF DEVELOPING THE GAS TRANSPORTATION SYSTEM OF THE EURO-ARCTIC ZONE OF RUSSIA__________________________________________________ A.B.Kotomin PhD (Engineering), Leading Researcher G.P.Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Abstract. By now the gas transportation system«Yamal - Europe», destined for gas exports to Europe along the main gas pipeline «Northern Stream» bypassing Ukraine and Poland, has been successfully implemented. Thus, the tactical problem of the dependency of Russian natural gas exports on the transit countries, unfriendly to Russia or having significantly worn-out gas transportation system (Ukraine), has been partially solved. However, in the Euro-Arctic zone ofRussia development of gas pipelines network, oriented towards domestic consumption, still significantly lags behind. Demarcation of the «grey zone» in the Barents Sea resultedinintensificationofoffshoreprojectsfromNorwaybut sofar ithasnot causedthe samereactionfromRussia. Keywords: The Shtokmanfield,«greyzone», development,Norway,Euro-ArcticzoneofRussia, gastransportationsystem. В Архангельской обл. был построен газопровод-отвод Нюксеница - Плесецк - Архангельск мощностью 3.5 млрд м 3 в год, обеспечивший газом космодром Плесецк, а также население и предприятия г.Архангельска. При этом планы газификации городов Мурманской обл., базировавшиеся на перспективах освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, в связи с переносом сроков освоения последнего на отдаленную перспективу не были реализованы. Причиной переноса сроков явилась технико-технологическая неготовность отечественных компаний к реализации столь сложного проекта, о чем совсем недавно, 18 марта 2014 г., говорилось на конференции «Современная экономическая политика и ключевые точки роста российской нефтегазовой отрасли» [1]. В качестве еще одной причины неготовности отечественных нефтегазовых компаний к реализации шельфовых проектов стало отсутствие соответствующей инфраструктуры в евро-арктических регионах России. В итоге за все постсоветское время в евро-арктической зоне России был реализован только один шельфовый проект - нефтедобывающая ледостойкая платформа «Приразломная» в Печорском море. Сроки реализации этого проекта неоднократно переносились: первую нефть с «Приразломной» предполагалось получить еще в 2005 г. [2]. Но еще в большей степени, чем технологические сложности, на перенос сроков освоения Штокмана повлияла экономическая нецелесообразность реализации данного проекта, ставшая особенно очевидной на фоне так называемой «сланцевойреволюции»и декларируемой готовностиСШАперейтик экспорту собственногоСПГв Европу. В США после длительного периода освоения новой технологии добычи нефти и газа на месторождениях горючих сланцев, включающей горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта, собственная добыча нефтегазовых ресурсов позволила полностью покрыть внутренние потребности в этом углеводородном сырье и приступить к его экспорту. В США с 1970-х гг. существуют ограничительные меры, касающиеся экспорта нефти и газа, однако в настоящий момент в Конгрессе рассматривается частичная или полная отмена этих ограничений в качестве возможной меры оказания геополитического давления на позицию России в украинском вопросе. В конце 2013 г. экспорт нефти из США составлял всего около 1% от ее импорта, но экспорт нефти или нефтепродуктов - не главный рычаг геополитического давления. В его основе лежит полученная благодаря сланцевой революции возможность быстрого наращивания экспорта американского СПГ в Европу в недалекой перспективе (2015 г.) [3]. По даннымUS Energy InformationAdministration, к 2012 г. добыча сланцевого газа в США выросла до 240 млрд м3, что позволило отказаться от импорта СПГ из Катара и начать строить планы по экспорту собственного СПГ в Европу и на рынки АТР. За счет высвобожденных мощностей по экспорту в США существенно (в 17раз с 2003 по 2010 гг.) выросли объемы поставок СПГ из Катара на европейский спотовый рынок газа, однаков настоящее время поставкироссийского газавсе еще покрывают около 30%потребностиЕвропы [3]. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz