Север и рынок. 2014, N 6.
Регионализация является основополагающим фактором в процессе формирования компетентностного подхода в осуществлении стратегической региональной политики устойчивого развития. Данный факт является особо актуальным не только в силу объявленного 2013 г. Годом окружающей среды и экологии, а также акцентов на устойчивом развитии территорий в системе государственного и муниципального управления, но и заслуживает особого внимания в свете обсуждения вопросов стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г., в которых региональное управление становится центральным звеном. При этом следует подчеркнуть, что в стратегии развития выделяется в отдельную ветвь экологическая чистота природных территорий, экологическое воспитаниеи образование населения. Здесь, на наш взгляд, следует обосновать ряд прогнозных критериев устойчивого развития системы эколого-экономической безопасности в регионе: • четко определенные меры ответственности органов власти в системе эколого-экономической безопасности территории региона и муниципальных образований; • воспроизводство экологически целесообразных природных ресурсов; • изменение направления использования природных ресурсов с перспективой внедрения других неограниченных или возобновляемых ресурсов в условиях региона; • внедрение малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих экологических и экономических технологий управления в регионе; • минимизация загрязнения до приемлемого социального и эколого-экономического уровня; • активизация форм общественного контроля, развитие системы экологического воспитания и просвещения. Как показывает практика, государственное и муниципальное управление определяет недостаточную эффективность механизмов эколого-экономического регулирования, призванных объективно заинтересовать руководителей в решении необходимого круга проблем и в этой связи экологическая просвещённость хотя бы в условиях своего региона выступает как система формирования экологической и этической ответственности государственных и муниципальных служащих. В этой связи в соответствии с основными положениями системы управления эколого-экономической безопасностью необходимо определить степень экологической осведомленности, стратегические аспекты управления и современные этические аспекты поведения руководителей государственногои муниципального уровней управления на уровне регионализации. Если предполагать в основе концепции стратегического устойчивого развития объективную необходимость сохранения окружающей среды и условий существования населения, то экологическую ответственность можно определить как систему экономико-правовых управленческих элементов, включающую в себя эколого-экономические нормы и соответствующую операционную систему отношений по возмещению и предупреждениювреда, причиняемого природной среде. В систему мер, направленных на стратегическое развитие туризма в РФ в этой связи можно внести, на наш взгляд, следующие коррективы. Раздел 1.5 «Повышение экологической чистоты природных территорий в местах активного развития самодеятельного туризма, образования стихийных стоянок, кемпингов и дикихпляжей» необходимо видоизменить и определить, к примеру, как «Сохранение и развитие системы эколого-экономической безопасности природных территорий в местах активного развития регионального (внутреннего) туризма», включив в этот раздел, наряду с рядомдругихвидоизмененныхнаправлений, в частности, следующие: п.1.5.1. «Разработка свода правил поведения на природе» на п. «Разработка основ Экологического кодекса РФ»; п.1.5.1. «Установление мер ответственности за нарушение данных правил» на п. «Установление мер ответственности за реализацию системы мер, содержащихся в Экологическом кодексе РФ, в частности, системы мер экологической и этической ответственности государственныхи муниципальных служащих»; п.1.5.1. «Информирование населения о правилах поведения на природе и ответственности за их нарушение, в том числе в процессе образовательных программ начального, среднего полного общего и всех уровней профессионального образования» на п. «Осуществление информационной, организационной и материально-технической поддержки в проведении согласованного плана мероприятий, направленных на мониторинг ситуации в системе эколого-экономической безопасности, защиту интересов потребителей услуг, экологическое просвещение населения, организацию преемственности обучения на всех уровнях образовательной подготовки и поддержки субъектов системы»; п. 1.5.2. «Разработка и внедрение комплекса мер по экологическому просвещению и воспитанию населения, включающего пропаганду бережного отношения к природе в СМИ, создание художественных, литературных, кинематографических, музыкальных образов, посвященных идее экологии и устойчивого природопользования» на п. «Разработка и внедрение комплекса мер по экологическому просвещению 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz