Север и рынок. 2014, N 6.
Перспективы развития ТЛК и транспортного узла Мурманской области. Среди перспективных видов грузов в программе развития МТУ выделяется уголь, перевалка арктической нефти и сжиженного газа рассматривается как возможный вид груза, который предполагается осуществлять при использовании преимуществ Северного морского пути и с учетом плана европейских стран по переходу на экологически чистое топливо (древесные пеллеты) и др. Основными грузовладельцами угля, заинтересованными в перевалке грузов через Мурманский порт, являются компании СУЭК (уже осуществляющий перевалку на базе ОАО «ММТП»), а также «Кузбассразрезуголь» и «Сибирскийделовой союз» (ООО «Морской торговый портЛавна»). Мурманская обл. обладает значительными запасами апатитовых руд, используемых в производстве фосфорных и комплексных минеральных удобрений. Существующих в порту мощностей ОАО «ММТП» и егодочерней компании ЗАО «Агросфера»должно быть достаточно даже в долгосрочной перспективе. Железорудное сырье также добывается на территории Мурманской обл. в значительных объемах, перспективы увеличения перевалки связаны с экспортом продукции Ковдорского ГОКа через терминал ООО «Мурманский балкерный терминал» (принадлежит компании «ЕвроХим»). Мурманский порт является удобной базой для транспортировки цветных металлов. Несмотря на относительно небольшие объемы перевалки, Мурманский транспортный филиал ОАО «ГМК "Норильский никель"» является однимиз важнейшихрезидентов порта, готовым инвестировать в его развитие. Основные перспективы по наливным грузам связаны с перевалкой типа «море- море» нефти арктических месторождений, а также продуктов ее переработки. На данный момент подобная рейдовая перегрузка производится с помощьюРПК «Белокаменка», однако это сопряжено с большимиэкологическимирисками. Доля контейнерных грузов слишком мала, и их повышение существенно не повлияет на загруженность транспортного узла в ближайшей перспективе. Среди прочих грузов следует выделить древесные топливные пеллеты, которые очень востребованы в странах Северной Европы, однако МТУ значительно удален от основных районов производства. В отношении прочих грузовМТУ обладает существеннымнедостатком- нет свободныхплощадей в порту. Модернизация МТУ. В 2007 г. был разработан первый стратегический документ - обоснование инвестицийпо проекту «Комплексное развитиеМурманского транспортного узла» (табл.3). Таблица 3 Основные технико-экономические показатели проекта «Комплексное развитиеМурманского транспортного узла»* (железнодорожный транспорт) № п/п Показатель Значение 1 Протяженность укладываемых путей, км 157.5 2 Протяженность укладываемыхвторых путейна подходах к «узлу», км 89.35 3 Реконструкция существующих объектов, ед. 52 4 Искусственные сооружения однопутныйжелезнодорожный мост, м 900 автодорожные путепроводы, шт/м 6/450 средние мосты, шт/м 12/670 URL: http://www.morproekt.ru В 2008 г. была подана заявка на создание на территории Мурманской обл. портовой особой экономической зоны (далее - ПОЭЗ). Вследствие определенной «сырости» Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также провала конкурсов по определению победителей на ПОЭЗ постановление о создании ПОЭЗ в Мурманске было подписано Правительством РФ без проведения конкурса только 12 октября 2010 г. Получение статуса ПОЭЗ было направлено, в первую очередь, на ускорение реализации проекта развития МТУ и привлечение инвесторов. В 2011 г. было начато проектирование важнейшей для развития МТУ железнодорожной ветки Выходной - Лавна. Начались работы и в рамках ПОЭЗ. Наблюдательным советом разработана и принята концепция создания и развития портовой зоны, подготовлен проект планировки территории для нового грузового района «Лавна» с совокупными плановыми объемами перевалки (на полной мощности) более 50 млн т. В 2012 г. планировалось завершить согласование и, наконец, объявить конкурсы на строительство объектов МТУ. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что создать современную модель транспортно-логистического комплекса Мурманской обл. не удастся без модернизации МТУ, вопрос по которому на сегодняшний день отложен в связи с недостаточностью финансирования. Активизирование намеченных проектов связано с переходом к активной фазе освоения шельфа Арктики. Однако к тому времени логистическая инфраструктура уже должна заработать. Реализация проекта по комплексному развитию МТУ в это время потребует неизмеримо больших вложений. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz