Север и рынок. 2014, N 6.

Организацию Мурманского транспортного узла предполагалось начать осуществлять в I квартале 2012 г., но в ноябре 2012 г. распоряжениеПравительстваРФ№ 1821 «Ореализации комплексногоинвестиционногопроекта «Развитие Мурманского транспортного узла» было отменено. Однако сам проект остался в федеральной целевой программе, так как до сих пор признается, что комплексное развития МТУ имеет ключевое значение в системе логистическойинфраструктурышельфовыхпроектов в Арктике. Терминальные комплексы в Мурманской области. На сегодняшний день общий экспорт нефти через терминалы Кольского залива составляет около 12 млн т в год (http://www.rusnorge.com) . Общий грузооборот всех портов Мурманской обл. составляет 30 млн т грузов в год. Развитие транспортного комплекса в совокупности с терминальным комплексом и развитием Мурманского транспортного узла указывает на то, что Мурманская обл. обладает всеми необходимыми предпосылками для создания современной транспортно-логистической модели, но одной из основных задач становится их модернизация и развитие логистической инфраструктуры. Факторы, определяющие модернизацию Мурманского транспортного узла. Транспортный узел как система - это совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования нескольких магистральных видов транспорта, имеющих функцию регулирующих клапанов в транспортно-логистических центрах, как правило, больших городах (http://ru.wikipedia.org/wiki/ ). При анализе ряда региональных транспортно-логистических центров, в том числе предпосылок создания ТЛК в Мурманской обл., был выявлен ряд факторов, влияющих на модернизацию и развитие ТЛЦ: бизнес, основные фонды, персонал, правовая база, инновации. Так или иначе, эти факторы либо сдерживают формирование региональных логистических центров, либо дают толчок к их развитию. Проблемы развития ТЛК и транспортного узла в Мурманской области. Транспортная система региона пока так и не стала по-настоящему единым комплексом. Различные виды транспорта недостаточно интегрированы между собой. На такой базе не могут быть выстроены эффективные логистические схемы, территория региона практически не имеет полноценных связей с транспортными магистралями, некоторые промышленные и административные центры лишены устойчивых круглогодичных сухопутных и водных транспортных сообщений, а имеющиеся транспортные сообщения стали значительно слабее в период реформ 1990-хгг. Объемы перевозокгрузов снижаются, и эта тенденция сохраняется в 2012 г. (рис. 1). Рис.1. Объем перевозок грузов, % к соответствующему периоду предыдущего года Согласно проведенной оценке ситуации, показатель по объему грузооборота транспорта в 2011-2012 гг. ухудшился (рис. 2 ). 140 Рис. 2. Объем грузооборота транспорта, % к соответствующему периоду предыдущего года 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz