Север и рынок. 2014, N 6.

На предприятиях Октябрьской железной дороги занято около 10 тыс. работающих. Железнодорожные узлы и узловые станции: Мурманск, Апатиты, Ручьи Карельские, Кандалакша, Оленегорск, Лоухи, Пяйве, Заполярная. Основная дорога - преимущественно однопутная, электрифицированная Беломорск - Мурманск, с тепловозными ветками наАлакуртти, Ковдор, Ревду, Мончегорск, Ваенгу, Никель и Лиинахамари. Авиационный транспорт. В области расположено два крупных аэропорта: Мурманск (пос.Мурмаши) и Хибины (Апатиты/Кировск). Постоянные рейсы в аэропорт Мурманск выполняются из Москвы (Шереметьево-1 - ежедневно 2 рейса, Домодедово - 1 рейс три-четыре раза в неделю), из Санкт-Петербурга (1-2 рейса ежедневно) и Архангельска (три раза в неделю). Выполняются также рейсы из других городов России с посадкой в Москве или Санкт-Петербурге. Продолжительность перелетаизМосквы около 2 ч. Из аэропорта Мурманск три раза в неделю совершаются международные авиарейсы по маршруту Мурманск - Тромсе (Норвегия). Морской транспорт. Незамерзающий и не ограниченный проливами Кольский залив обеспечивает круглогодичное передвижение судов. Атомный флот обеспечивает круглогодичную навигацию в Арктике. В Мурманской обл. расположены четыре порта, из них два торговых, один рыбный, один специализированный, который осуществляет комплекс рейдовой перегрузки нефти, использует два береговых терминала по перегрузке нефтеналивных грузов, один арктический подводный перегрузочный терминал (дюкер) для отгрузки нефти на морские танкеры усиленного ледового класса. Здесь начальный пункт транзита по Северному морскому пути. Отдельной стратегической проблемой для арктических грузопотоков является состояние ледокольного флота. В его составе (находится в федеральной собственности) шесть атомных и пять дизель-электрических ледоколов. Однако к 2020 г., то есть периоду активной фазы освоения шельфа Арктики, в строю останется только атомоход «50 лет Победы». Более всего в области используется железнодорожный транспорт (табл.2). Резкий спад перевозки грузов автомобильным транспортом произошел в 2006 г., и в последние шесть лет он продолжается. Хотя использование морского транспорта за рассматриваемый период постепенно увеличивается, все же перевозки грузов железнодорожным транспортом продолжают существенно доминировать. Что еще раз подтверждает рассогласованность использованияразличных видов транспортав регионе и отсутствие необходимого ихразвития. Таблица 2 Перевозки грузов по видам транспорта, тыс. т Вид транспорта 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Железнодорожный 1 24660 27009 27209 27786 25238 23928 28231 Автомобильный 2 12304.6 20884.2 7998.5 9766.2 8400.5 6144.4 5734.1 Морской 3 5234.1 6182.4 6608.3 7677.4 7421.6 8361.6 8290.6 Воздушный4, т 431.6 300.7 444.0 356.3 423.1 518.8 358.5 Всего 5 42199.1 54075.9 41816.2 45230.0 41060.5 38434.5 42256.1 1По данным Федеральной службы государственной статистики. 2 Включая оценку объема работ, выполненных предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками. 3 С 2006 г. - включая бербоут-чартерные перевозки. За 2010 г. - включая перевозки судами, сданными в аренду иностранным фрахтователям на условиях тайм-чартера. 4Отправлено из аэропортов Мурманской обл. самолетами всех авиакомпаний. 5Транспортом организаций всех видов экономической деятельности. В настоящее время Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено строительство трех универсальных атомных ледоколов типа ЛА-60Я. Мурманский транспортный узел и перспективы его развития Транспортный узел - это географический пункт, в котором сходятся разные виды транспорта (железнодорожный, водный, шоссейный, воздушный, городской и др.) и происходит взаимная передача пассажиров и грузов с одного вида транспорта на другой. В состав транспортного узла входят: железнодорожный узел со всеми его станциями, ветвями и подходами; водный узел, состоящий из водных магистралей, портов, пристаней, водных вокзалов; шоссейные магистрали, аэродромы и пр. Задача транспортного узла - обеспечивать быстрейшее передвижение пассажиров и грузов при наименьшем количестве пересадоки перегрузок с одного вида транспортанадругой (http://ru.wikipedia.org/wiki/ #cite_note- 0 ). В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2010-2015 годы)» разработан проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» и создано ОАО «Управляющая компания “Мурманский транспортный узел”» (УК МТУ). Акционеры (по данным ЕГРЮЛ): ОАО «Мурманский морской торговый порт» (40%), ОАО «НК “Роснефть”» (15%), ОАО «РЖД» (25%), правительство Мурманской обл. (5%), ФГУП «Росморпорт» (15%). 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz