Север и рынок. 2014, N 6.
В 2009 г. в Мурманске в «Ассоциации «Мурманшельф» было подписано соглашение о создании консорциума «Мурманшельф Логистика»*, одной из функций которого запланировано создание независимой региональной системы, способной собирать и анализировать информацию, создавать условия, привлекать инвестициидля развития транспортно-логистического комплексаМурманской обл. Данное мероприятие стало логическим продолжением реализации проекта по освоению шельфа Западной Арктики, которое повышает значение Мурманской обл. как базового региона и способствует превращению ее в крупный транспортно-логистический центр. Пока проект по освоению шельфа не перешел в стадию добычи, привлекательность Мурманской обл. для инвестирования в создание РТЛК остается под вопросом. Тем не менее предпосылки для этого есть, необходимо выявить, какие позиции по перемещению грузов получили развитие в Мурманской обл., какие из них способствуют созданиюрегионального транспортно-логистическогоцентра. Наличие в регионе транспорта Транспорт в Мурманской обл. - одна из важнейших составляющих частей экономики Мурманской обл., доля которой в структуре (ВРП) оценивается в 11% (http://ru.wikipedia.org/wiki/#cite_note-0 ). Транспорт играет значительнуюроль в развитии региона ввиду расположения региона на пересечении транспортныхпутей и выхода на Северныйморскойпуть с круглогодичнойнавигацией. Область связана железнодорожным и автомобильным сообщением с Москвой и Санкт-Петербургом. Незамерзающее Баренцево море и Кольский залив делает возможной круглогодичную навигацию. В Мурманской обл. развиты автомобильный, железнодорожный, авиационный и морской виды транспорта. Автомобильный транспорт. Всего по Мурманской обл. автодорог общего пользования насчитывается 2566 км, из них с твердым покрытием 2472 км (или 96.3%) (в целом по России 91.3%), в том числе II категории - 106 км, Шкатегории - 628 км, федеральные автодороги - 537 км. Основная дорога - федеральная магистральная автодорогаМ-18 Кола (Санкт-Петербург - Мурманск), пересекающая регион с югана север. Железнодорожный транспорт развивается с 1917 г., когда была построенаМурманскаяжелезная дорога (Петрозаводск - Романов-на-Мурмане). Железнодорожная сеть региона представлена транзитной железнодорожной магистралью Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск и другими железнодорожными линиями. Железнодорожные линии области обслуживаются Мурманским отделением Октябрьской железной дороги. По состоянию на 2008 г., общая протяженность железной дороги в Мурманской обл. составляет 870 км, а густота железнодорожных путей - 60 км пути на 1000 км 2 территории. В Северо-Западном федеральном округе Мурманская обл. по этомупоказателю занимаетшестое место из девяти (табл. 1). Таблица 1 Эксплуатационная длина и густота железнодорожных путей общего пользования по субъектам Российской Федерации (на конец года) Регионы СЗФО Длинажелезнодорожныхпутей, тыс. км Густотажелезнодорожныхпутей общего пользования, км на 10 тыс. км2территории 2000 г. 2005 г. 1 2008 г. 2000 г. 1 2005 г. 1 2008 7. Калининградская область 639 618 618 423 409 409 Санкт-Петербурги Ленинградская область 2833 2872 2910 330 337 341 Новгородская область 1147 1144 1144 207 210 210 Псковская область 1092 1092 1092 198 197 197 Республика Карелия 2105 2226 2226 122 123 123 Мурманская область 891 870 870 61 60 60 Вологодская область 768 769 769 53 53 53 Республика Коми 1692 1671 1689 41 40 41 Архангельская область 1764 1781 1771 30 30 30 В 2009-2011 гг. такие показатели, как длина железнодорожных путей и густота железнодорожных путей в СЗФО общего пользования, не претерпели существенных изменений. Железнодорожные линии, проходящие по территории Мурманской обл.: • часть железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск (отрезок протяженностью более 350 км), пересекающей область с юга на север, от границы с Карелией через Ручьи Карельские (тупиковая ветка на Алакуртти), Кандалакшу, Пинозеро (тупиковая ветка на Ковдор), Апатиты (тупиковая ветвь на Титан и Кировск), Оленегорск (тупиковая ветка на Мончегорск), Кола (тупиковая ветка на Никель - Мурманский); • железнодорожная линия Мурманск - Ваенга. • железнодорожная линия Пяйве - Килп. • железнодорожная линия Луостари - Печенга. *В состав вошли ОАО «Мурманское морское пароходство», ООО «Баренц Логистик», ООО «Вилсон Мурманск», ООО «Международный таможенный терминал», ООО «РамбольСтурвик». 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz