Север и рынок. 2014, N 6.

Для эффективного функционирования Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора необходимо: • создание нормативно-правовой базы функционирования Северного морского пути, выработка порядка допуска иностранных судов на трассу и в порты магистрали; • использование различных международных институтов для укрепления стабильности СМП и защиты национальной безопасности России в рамках международного взаимодействия. Следующее немаловажное обстоятельство, которое необходимо учитывать, - это затруднение транспортировки в силу ряда объективных факторов: во-первых, это экстремальные природно-климатические условия (тяжелая ледовая обстановка, низкие температуры, полярная ночь, частые штормы); во-вторых, экологическая уязвимость региона, необходимость сохранения экологического равновесия, что делает транспортировку углеводородных ресурсов небезопасной и очень рискованной. Проблема охраны морской среды от загрязнения играет чрезвычайно важную роль в реализации проектов добычи и транспортировки нефти, имеется достаточно много примеров, показывающих, что решение этой проблемы определяет судьбу всего проекта. Инциденты, влекущие за собой загрязнение морской среды в результате недостаточно тщательной проработки проектов, привлекают пристальное внимание мировой общественности (авария танкера Exxon Valdez на Аляске компании Exxon Mobil обошлась в 5 млрд долл.) и наказываются большими штрафами, которые могут привести к крупным финансовым потерям. Уменьшение нагрузки на среду может быть достигнуто за счет применения соответствующего оборудования, инновационных технологий, инженерныхметодов и превентивныхмероприятий. Исключить риск, оставаясь в рамках только традиционных инженерных методов, невозможно (ибо практически невозможно сделать технический риск нулевым), поэтому следует не избегать риска, а уметь анализировать, оценивать риск и управлять им. Для снижения транспортных рисков в практике применяется система транспортного страхования, которая включает в себя страхование «каско», «карго» и страхование ответственности перевозчика. Страхование «каско» применяется при страховании морских судов, участвующих в перевозках. Страхование «карго» - транспортное страхование грузов - дает возможность участникам деятельности осуществлять страховую защиту от различных убытков, связанных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли-продажи по договору. В современных условиях транспортное страхование грузов ориентировано на международную практику страхования, при этом оно осуществляется с учетом характера перевозимых грузов, способа транспортировки и содержания народнохозяйственных интересов. Итак, для формирования конкурентоспособной транспортной системы СМП, надежно и эффективно удовлетворяющей спрос с учетом современных требований, необходимо: • осуществление мер по обеспечению безопасности мореплавания (со стороны государства - совершенствование законодательства и принятие нормативно-правовых актов, со стороны транспортных компаний - применение безопасных технологий, четкое соблюдение правил мореплавания и принятыхнормативно-правовыхактов); • созданиеприемлемыхусловийдля перевозчиков натрассеСМП (тарифноерегулирование, страхование); • усиление страховых компаний (объединение в страховые группы и увеличение уровня капитализации страховых компаний). Начало крупномасштабной транспортной реформы, предполагающей технологическое переоснащение транспортных средств, реализация проекта производства и транспортировки нефти и газа на Запад - все это ведет к возрастающим объемам рисков и требует правильного построения страховой защиты на основе информатизации и автоматизации. Приведенный краткий перечень проблем показывает, что в современных условиях необходим концептуальный подход, под которым понимается единая систематизированная последовательность мероприятий для развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры: техническая возможность, экономическая эффективность и обеспеченность экологической безопасности. Литература 1. Воронина Е.П. Экономические особенности развития мирового и российского нефтяного комплекса и проблемы формирования международных и российских транспортных грузопотоков нефти. - М.: Научная перспектива, 2005. - 82 с. 2. Поиск: ежедн. газ. - URL: http://www.poisknews.ru/theme/science/9351/ 3. Бамбуляк А., Фрацен Б. Транспортировка нефти из российской части Баренцева региона. - URL: http://www.barentswatch.no/innhold/oil_gas/repport_oiltransp/2005_oil_transport_russ.pdf 4. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. - URL: http://www.conscription.ru/wiki?action=print 5. Стратегия китайско-российского энергетического сотрудничества в Арктике / Хэ Имин и Чжао Юйсюэ // Наука и техника на предприятии. - URL: http://expert.ru/northwest/2013/38/led-i-pryanik/ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz