Север и рынок. 2014, N 6.
Одним из технических решений кластера для условий севера является каркасное домостроение, уже апробированное в этих условиях и имеющее преимущества перед монолитным домостроением из-за того, что основной материал монолита - бетон в процессе строительства от низких температур практически сразу замерзает. Кроме того, каркасные технологиизначительно менее трудоемкие по сравнению с монолитными. Одной из проблем Арктики и северных территорий являются вечная мерзлота и высокая заболоченность. Ряд предприятий кластера готовы предоставить под ключ технологии стабилизации слабых грунтов, в том числе замены торфа на стабильные грунты. И конечно, подход к строительству строится только на основе технологий комплексного освоения территории и комплексной ее застройки*. Безусловно, кластер является рыночной структурой, создается по инициативе бизнеса и позволяет решать задачи: • повышения эффективности и конкурентоспособности строительного комплекса региона; • сохранения существующих рынков сбыта продукции и выход на новые; • участия в реализации крупных инвестиционных проектов; • выработки единой политики и стандартов в области качества, маркетинга, подготовки кадров и др.; • лоббирования общих интересов участников кластера во взаимодействии с естественными монополиями, государственными и муниципальными органами власти и управления, с финансовыми организациями, с образовательными учреждениями и др. Достоинством кластерной формы интеграции является то, что, решая вопросы повышения конкурентоспособности отраслевого бизнеса, данный институт позволяет согласованно реализовывать интересы бизнеса и государства, активизировать территориальное развитие и межрегиональное взаимодействие. Вчастности, Уральский строительный кластер стал инициатором задач, необходимых для развития всего Уральского федерального округа, в том числе освоения ее арктическойчасти: • выполнение программ в области жилищного строительства, создание новых высокотехнологичных рабочих мест; • инициирование межрегионального взаимодействия и программ согласованного развития производительных сил регионов УФО; • активизация развития транспортно-логистической инфраструктуры округа (Уральский полярный транспортный коридор); • формирование добросовестной конкурентной среды в регионе; • привлечение инвестиций в регион на основе сформированного бренда и имиджа Уральского строительного кластера (Китай, Франция и др.). Остановимся подробнее на проекте Уральского полярного транспортного коридора. Освоение Арктики и расширение рынков сбыта продукции кластера неизбежно связано с развитием транспортных коридоров и логистики. В этом отношениипредприятиямпоодиночке добитьсярешения такой глобальной задачи невозможно. В настоящее время планируется развитие Северного широтного хода, позволяющего, например, завозить стройматериалы из г.Краснотурьинска (Свердловская обл.) - места расположения одного из лидеров Уральского строительного кластера ООО «Богословская строительная компания» - на территорию ЯНАО по железнодорожному пути на расстояние более 3 тыс. км. Этот путь - «в обход», и он делает строительную продукцию Свердловской обл. абсолютно неконкурентоспособной по сравнению с аналогичной продукцией производителей из Омской, Томской и Новосибирской областей, которые прямым железнодорожным путем доставляют грузыдо речного портаПриобье и далее отправляют их речным путем на территориюЯНАО и ХМАО. Эторезко удешевляетдоставку грузов из данныхрегионов. Такая ситуация уже привелак тому, что начиная с 2012 г. производителиСвердловской обл. потерялидо 40%своего рынка строительнойпродукции в ЯНАО иХМАО. Создание Уральского строительного кластера позволило свести на одной площадке производителей стройматериалов, заинтересованных в сохранении и расширении рынков сбыта северных территорий (ЯНАО и ХМАО), компаний-перевозчиков, представителей Свердловской железной дороги (Свердловского отделения - филиала ОАО «РЖД») и другие заинтересованные организации. В результате *Понятие комплексного освоения территорий описывает проекты, которые реализуются в сфере жилищного строительства и включают в себя процессы строительства объектов инженерной и социальной инфраструктуры, строительства жилья, подключения к источникам газо-, водо-, электроснабжения, ввод в эксплуатацию, а также деятельность по формированию и стимулированию спроса. Застройка территорий, предусматривающая планомерное возведение зданий и сооружений, связанных единством функцией, процессов, планировочных решений, очередностью осуществления. Термин чаще всего относится к районам, в которых строительство жилых домов осуществляется одновременно с сооружением общественных зданий, инженернымоборудованием, благоустройствомиозеленениемтерриторий. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz