Север и рынок. 2014, N 6.

Как известно, в период трансформации экономики на рыночную модель политическому руководству страны потребовались огромные усилия, чтобы укрепить федерализм и разграничить полномочия с субъектами Федерации до такой степени, чтобы противостоять реальной угрозе сепаратизма. Однако действующая модель федерализма содержит еще много недостатков, которые являются одной из существенных причин неэффективного государственного управления. Серьезная ограниченность полномочий северных субъектов РФ в бюджетно-налоговой сфере выступает одной из основных причин угрозы регионального сепаратизма. Неравноправие северных субъектов Федерации и федерального центра проявляется, прежде всего, в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами и в проблемах обеспечения экологической безопасности. Суть проблемы регионального сепаратизма северных субъектов Федерации заключается в стремлении получить более широкие налоговые полномочия региональной власти и собственные налоговые источники, налоговая база и ставки по которым устанавливаются субъектом самостоятельно, прежде всего, в сфере природопользования. Также сегодня федеральная власть является более значимым, чем региональная власть, политическим субъектом и способна направлять инвестиционные потоки. Как показывает практика, все крупные инвесторы решают свои вопросы прежде всего на федеральном уровне. В результате истинными хозяевами в северных субъектах Федерации сегодня являются не их население и избранные им региональные органы управления, а крупнейшие ресурсные и энергетические компании, интересы которых часто не адекватны региональным интересам в использовании природно-ресурсного потенциала и экологической безопасности. Усиление фактора лояльности региональных элит федеральному центру также не способствует рациональномуиспользованиюприродных ресурсов и решениюпроблем защиты окружающей среды. Современный уровень централизации государственного управления и федерального финансирования делегированных полномочий снижает возможности органов власти субъекта Федерации влиять на экологическую обстановку и рациональное использование природных ресурсов в регионе. В настоящее время показатели результативности деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации направлены на обеспечение контроля за соблюдением федеральных нормативно-правовых актов, которые преобладают в структуре российского природоресурсного и природоохранного законодательства, и отчетности перед федеральными органами управления; выполнение регулятивной, целеполагающей и других функций управления сведены к минимуму. Литература 1. Вебер М. Хозяйство и общество: пер. с нем. / под науч. ред. Л.Г.Ионина. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010. 2. Де Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе: пер. с англ. - М.: Изд-во Ин-та комплексных стратегических исследований, 2005. - 192 с. 3. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 г. № 157-р, постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 г. № 221, от 10.03.2009 г. № 219). - URL: http://www.consultant.ru/ 4. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р. - URL: http://www.consultant.ru/document 5. Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): федер. программа. - URL: http://www.consultant.ru /document 6 . Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601. - URL: http://minregion.ru/ 7. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 августа 2012 года № 1199. - URL: http://minregion.ru/ 8 . О мерах по реализацииУказа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199: постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 года № 1142. - URL: http://minregion.ru/monitoring-evaluation/ efficiency?locale=ru 9. ЯкобсонЛ.И. Бюджетнаяреформа: федерализмилиуправлениепорезультатам: препринтWP8/2006/03. - Москва: ГУ ВШЭ, 2006. - (СерияWP 8 .- Государственное и муниципальное управление). 10.Добролюбова Е.И. Внедрение принципов и процедур управления по результатам в Российской Федерации: промежуточные итоги и направления развития // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2008. - № 3. - С .133-165. 11.Управление по результатам - итоги и новые возможности: круглый стол // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2010. - № 2. - С. 102-124. 12.Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Мурманской области в 2012 году. - Мурманск: ИП Щербаков Максим Леонидович, 2013. - 152 с. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz