Север и рынок. 2014, N 6.
Анализ транспортно-технологической системы Приразломного месторождения показывает, что задача возведения транспортной инфраструктуры - одна из наиболее трудоемких, капиталоемких и сложных. Дальнейшие вовлечение месторождений углеводородных ресурсов в хозяйственный оборот и наращивание объемов добычи и транспортировки углеводородов все настоятельнее требует использования Северного морского пути (СМП) как постоянно действующей магистрали с круглогодичными массовыми перевозками. В этой связи необходимо восстановление и дальнейшее развитие на новой технической основе транспортно-коммуникационной системы. Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г. СМП, наряду с другими задачами, должен обеспечивать вовлечение в народнохозяйственный оборот страны природных ресурсов месторождений, расположенных в прибрежной и шельфовых зонах Баренцева, Печорского и Карского морей, а также вывоз углеводородного сырья на экспорт [4]. Задачей транспортной политики является формирование конкурентоспособной транспортной системы, надежно и эффективно удовлетворяющей спрос на внешних рынках с учетом предъявления требований (экономических, экологических, политических и др.). В советское время были затрачены огромные средства и усилия многих поколений на освоение Северного морского пути, созданы промышленность и инфраструктура, мощный ледокольный флот, системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения судоходства по трассе СМП. Хотелось бы, чтобы СМП в российское время не только не потерял накопленных достижений и своей значимости, но и преумножил ихи стал высокотехнологическойи конкурентоспособной трассоймеждународного значения. Таким образом, чтобы Северный морской путь в настоящее время и в будущем являлся важнейшей транспортной артерией хозяйственного освоения и эксплуатации в государственныхмасштабах, необходимо: • восстановление, создание и обеспечение четкого функционирования инфраструктуры арктических коммуникаций, включающей морские порты, материально-техническую базу, лоцманское и многие другие виды обеспечения; • обновление на инновационной основе и увеличение парка ледоколов и торговых судов; • принятие мер по обеспечению навигационной, в том числе гидрографической и метеорологической, безопасности по всей трассе СМП; • создание по всей трассе и акваторий ее пролегания условий для сервисного обслуживания- грузовых терминалов, портопунктов, логистических центров, центров связи и т.д.; • контроль и координация работ по ледокольному, навигационно-гидрографическому и аварийно-спасательному обеспечению. Следующим важным обстоятельством, на которое необходимо обратить внимание, является порядок допуска иностранных судов на трассу СМП и в порты магистрали, так как в настоящее время СМП официально считается внутренней российской национальной коммуникацией и используется для международного судоходства с ограничениями. Прошлый мировой и отечественный опыт свидетельствует о нестабильных динамических тенденциях в векторе перевозок, о периодически меняющихся приоритетах, поскольку они подвержены влиянию политических изменений и иным воздействиям. Изменяющаяся геополитическая ситуация сказывается на изменениях в географии перевозок. Так, например, грузоотправитель, используя СМП, может ускорить доставку грузов на 15 суток, сэкономив на каждом рейсе примерно до 500 тыс. долл., поскольку этот маршрут существенно короче других транспортных евро-азиатских коридоров (например: расстояние от порта Мурманск до порта Иокогама (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 миль, при следовании по СМП- 5770 миль; расстояние от порта Мурманск до порта Шанхай (КНР) через Суэцкий канал - 11000 миль, по СМП - 6601 миля). Таким образом, введение СМПв полнуюэксплуатациюбудетиметь существенныйэкономическийэффект. В настоящее время возрастает интерес к Северному морскому пути в качестве экономического и стратегического потенциала транспортно-коммуникационного коридора как со стороны приарктических государств, так и других стран. Ярким примером заинтересованности в освоении углеводородных месторождений Арктического шельфа и транспортировки их запасов с помощью СМП может служить позиция КНР по указанному вопросу. Китай проводит активную политику, направленную на обеспечение бесперебойных поставок энергоресурсов для национальной экономики. Сотрудники Университета океанологии Китая Хэ Имин и Чжао Юйсюэ утверждают, что «участие в разработке богатейших запасов природных ресурсов Арктики будет способствовать поддержанию энергетической безопасности Китая и является нашим стратегическим выбором». Китайские ученые уверенно констатируют, что с началом разработки ресурсов в Арктике стратегическое значение Северного морского пути будет непрерывно возрастать. «Развитие арктических морских коммуникаций, - пишут они, - будет не только способствовать китайско-российскому энергетическому сотрудничеству, но и развитию торговых отношений Китая со странами СевернойЕвропы. Поэтому коммерческая ценность арктическихмагистралей для КНР очевидна» [5]. Выгодное положение российского арктического региона дает возможность улучшить его связи с остальными регионами страны и зарубежными государствами. Весьма велик транзитный потенциал межконтинентальных сообщений иностранных государств через территорию и акваториюроссийской арктической зоны, что может обеспечить благоприятные перспективы расширения экспортно-импортных связей. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz