Север и рынок. 2014, N 6.
законодательства и выданных предписаний. По нашему мнению, деятельность региональных органов исполнительной власти в сфере ООС должна также оцениваться по показателям снижения негативного воздействия этих предприятий на окружающую среду. В настоящее время показатели негативного воздействия предприятий, подлежащих региональному экологическому контролю, не выделяются отдельно ни в одном документе, а в показателях по муниципальному образованию они вуалируются данными предприятий федерального экологического контроля. Необходимо также отметить, сложившееся отсутствие обратной связи между показателями региональных документов стратегического планирования и показателями эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, введенных указами Президента РФ в 2012-2013 гг. [7]. Например, в «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 и на период до 2025 года», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области в декабре 2013 г., отсутствуют 4 из 12 утвержденных показателей оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти: «объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств)»; «удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда»; «объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации»; «оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Документы стратегического планирования («Стратегии социально-экономического развития» субъекта Федерации и «Программы» по реализации этих стратегий) долгое время вообще не содержали показателей, характеризующих экологическую обстановку и использование природных ресурсов региона, но затем были дополнены ими. Сегодня налицо обратная ситуация, когда эффективность деятельности региональных исполнительных органов власти, а также губернатора в этой сфере не контролируется на федеральном уровне и вследствие этого имеет низкий приоритет в системе государственного управления в субъекте Федерации. Между тем по-прежнему во всех стратегических планах социально-экономического развития северных регионов основным направлением остается использование их природно-ресурсного потенциала. Какая-либо диверсификация экономики северных субъектов Федерации, в том числе и развитие отраслей «зеленой экономики», не гарантирует экономического роста даже в долгосрочной перспективе и не оправдывает затраты государства на поддержание жизнедеятельностинаселения в районахс неблагоприятными климатическимиусловиями. В связи с тем, что предприятия добывающего сектора экономики принадлежат к категории экологически опасных производств, то есть к тем, которые определяют экологическую ситуацию в регионе, отсутствие показателей оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти за обеспечением экологической безопасности нельзя расценить иначе, как нарушение принципов государственной экологической политики. Недостаток межведомственной кооперации и координации в сфере управления природопользованием в северных субъектах Федерации ощущается сравнительно сильнее, чем например, в сфере управления образованием. В настоящее время федеральные чиновники абсолютно преобладают по количеству в общем составе управленцев в области природопользования и ООС в каждом северном субъекте Федерации. Например, на территории Мурманской обл. находится 7 органов специальной компетенции федерального подчинения. Кроме того, на ее территории расположены 6 территориальных подразделений федеральных министерств и ведомств, которые имеют отношение к охране природной среды и к использованию природных ресурсов, илитак называемые органы «смежной компетенции», например, ГУМЧС России поМурманской обл. и др. По нашему мнению, эти недостатки внедрения новых методов «управления по результатам» обусловлены специфическими особенностями действующей системы многоуровнего управления (Multilevel Governance) природопользованием и ООС, которая предполагает реализацию властных функций одновременно на нескольких уровнях управления. Система многоуровнего управления отражает сложившуюся на сегодняшний день спецификациюправ собственностина природныересурсы и их комплексы. Объектырегиональнойгосударственной собственности в северных субъектах Федерации немногочисленны по сравнению с объектами федеральной и муниципальной собственности, что обусловлено ограничением оборотоспособности земли и других природных ресурсов в природоресурсном законодательстве. Например, в собственности Мурманской обл. находится всего 861 земельныйучасток общейплощадью5.3 тыс. га, что составляет 0.04%от общего земельногофондаобласти. Выбор показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти чаще всего подвергается критике при внедрении методов «управления по результатам» и представляет сложную проблему для всех подсистем государственного управления. Можно сказать, что единственно правильного показателя не существует по причине сложности объектауправления, которым является социальная система. Однако явные ошибки в выборе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти можно объяснить не только сложностью выбора, но и несовершенством институтов, прежде всего института федерализма в нашей стране. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz