Север и рынок. 2014, N 6.
Балльная оценка факторов [ 8 ] Таблица 1 № п/п Фактор Оценка, балл 1. Прожиточный минимум (тыс. руб/чел.) 3 2. Заработная плата (тыс. руб/чел.) 2 3. Уровень преступности (количество преступлений/100 тыс. жителей) 3 4. Задолженность поставщикам (тыс. руб/чел.) 2 5. Задолженность покупателям (тыс. руб/чел.) 2 6. Просроченная задолженность по зарплате (тыс. руб/чел.) 3 7. Уровень безработицы (бирж. контингент/численность населения) 3 8. Отношение количества безработных к числу вакансий 3 9. Уровень образования (численность лиц со средним и высшим образованием/100 жителей) 1 10. Дифференциация доходов 3 Таким образом, можно сделать вывод о том, что из всех методов, используемых для оценки уровня экономической безопасности как на национальном, так и на региональном уровнях, наиболее объективным и информативным представляется метод с выделением показателей экономической безопасности и их пороговых значений. Анализ многочисленных работ отечественных ученых [1-5, 9] показал, что в настоящее время отсутствует единая общепринятая система показателей экономической безопасности регионов с определенными пороговыми значениями. На национальном уровне, как отмечалось выше, такие значения были предложены С.Ю.Глазьевым и ВК.Сенчаговым. При разработке системы показателей экономической безопасности региона и их пороговых значений необходимо учитывать тот факт, что, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, показатели экономической безопасности по регионам должны корреспондировать с соответствующим составомпоказателейи параметров в части, касающейсяэкономикии национальныхинтересов России в целом [10]. А так как каждый регион имеет свои специфические особенности в развитии, то и круг показателей должен быть дополнен показателями, учитывающими местную специфику. Например, для северо-арктических регионов характерны суровые природно-климатические условия жизни, особое геополитическое и военно-стратегическое положение, огромный природно-ресурсный потенциал, зависимость от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости и т.д. Анализ экономической безопасности в европейской части Севера РФ - Мурманской обл. проведен с помощью системы показателей, разработанной в отделе экономической политики и хозяйственной деятельности в Арктике и районах Крайнего СевераИнститута экономических проблем им. Г.П.ЛузинаКНЦРАН в 2012 г. [11]. При проведении анализа данная система показателей была доработана. Необходимо отметить, что при разработке системы показателей экономической безопасности и их пороговых значений и для национального, и для регионального уровней практически всеми учеными в качестве главного показателя представляется ВВПили ВРПна душу населения. Выбор данного показателя не случаен, поскольку он обобщаетработу всех сфер экономики, отражая материальные возможности населения. Огромный природно-ресурсный потенциал северных регионов предопределил направление развития данных территорий - работа крупных промышленных предприятий. Успешность работы данных предприятий во многом зависит от того, насколько рационально используются и, что самое главное, обновляются основные фонды экономики. Индикатор, который характеризует изменения в данной сфере, может быть представлен как «Степень износа основных фондов промышленных предприятий» [12]. Еще одним немаловажным фактором производственной безопасности региона являются инвестиции в основной капитал и иностранные инвестиции. Данные показатели должны служить катализатором развития отдельных отраслей экономики региона, а значит, служить укреплению экономики региона и его безопасности. Нельзя обходить стороной и инновации, в этом нам поможет зарубежный опыт, например, в США для оценки инновационной сферы используется такой показатель, как «Отношение расходов на НИОКР штата к производимому в нем валовому продукту» [9]. Совершенно по-новому заставляет взглянуть на разработанные показатели экономической безопасности регионов, характеризующие специфические особенности в развитии северных территорий (табл.2, пункты 6.8 и 6.9), постановление № 614 Министерства регионального развития России, которым утверждено положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии. Напомним, что суть нововведения в том, что для каждого зарегистрированного на жилой площади человека будет установлена норма потребления ресурса, за который он будет платить по заниженному тарифу. То есть приблизительно по такому же, как сейчас. А все, что счетчик покажет сверх этого объема, будет оплачиваться как сверхнормативное потребление по гораздо более высокому тарифу» [13]. И это притом, что на территории северных регионов как населением, так и хозяйствующими субъектами потребляется больший объем электроэнергии, чем на территории других субъектов, не относящихся к северным регионам. Это обусловлено более длительным периодом темного времени суток в году вследствие географического расположения северных регионов. Следующий шаг запланировано сделать в 2015 г. - ввести социальнуюнорму на воду, затем на газ и тепло. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz