Север и рынок. 2014, N 6.
Начало нефтедобычи на Приразломном месторождении - конец 2013 г. Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море (входит в Баренцево море) в 60 км от берега (пос.Варандей) на глубине 20 м. Извлекаемые запасы нефти превышают 72 млн т. По категориямА+В+С1 запасы Приразломного оцениваются в 47.8 млн т, по категории С2 - 35.4 млн т [1]. По планам «Газпрома», после 2020 г. планируется выйти на уровень добычи в 6 млн т нефти в год (http://www.vestifinance.ru/articles/37178) . Разработка «Приразломного» представляет собой первый российский проект добычи нефти на Арктическом шельфе. Лицензию на разведку, а также добычу нефти из месторождения получила структура ОАО «Газпром» - ООО «Газпром нефть шельф». В августе 2012 г. на месторождении была установлена морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». Добыча ведется в районах, которые характеризуются крайне сложными природными условиями: низкими температурами, ураганными ветрами, быстрым оледенением. Кроме того, на некоторых участках шельфа, где планируется вести добычу нефти и газа, свыше 200 дней в году дрейфует полутораметровый лед. Вышеперечисленные обстоятельства значительно удорожаютпроекты освоения месторождений углеводородного сырья наАрктическомшельфе. В настоящее время среднемировая себестоимость добычи нефти составляет около 6 долл. США за 1 баррель, изменяясь в широких пределах: от 1.5-3 долл. в странах Ближнего Востока и Северной Африки (Ливия) до 15-18 долл. в США и Канаде. Себестоимость добычи нефти на Приразломном месторождении составляет около 30 долл. за 1 баррель [2]. В этих условиях добыча энергоносителей на континентальном шельфе арктических морей, как и их транспортировка на далекие расстояния, вызывает ряд сложных вопросов геополитического, экономического, экологического, рискового и иного характера. Транспортировка нефти с Приразломного месторождения осуществляется через систему танкерного транспорта. Основной транспортной задачей проекта является обеспечение безопасной, эффективной и экономичной доставки нефти с месторождения в порт назначения - Роттердам. Транспортировка добываемой нефти осуществляется в два этапа. Для вывоза нефти с месторождения используется магистрально-фидерная схема: с морской ледостойкой стационарной платформы транспортировка производится фидерами (челночными) - танкерами ледового класса дедвейтом 70 тыс. т «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» до промежуточного плавучего нефтехранилища (ППНХ) минимальным дедвейтом 250 тыс. т, которое расположено недалеко от Мурманска, в незамерзающей бухте Кольского залива, на расстоянии 1100 км от платформы (рис.2). С ППНХ нефть отгружается в Роттердам линейными танкерами дедвейтом 150-170 тыс. т. Рис. 2. Схема транспортировки нефти с Приразломного месторождения [3] Кроме танкеров транспортно-технологическую систему обслуживают два многофункциональных ледокола-снабженца «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев». В их задачи входит обеспечение безопасности платформы, ледокольной проводки танкеров и швартовки к платформе в ледовых условиях. При этом дедвейт и размер ледового танкера для маршрута до Печенги должны быть рассчитаны исходя из глубины моря в точке установкиППНХ (19.5 м) и необходимости обеспечения безопасного плавания при указанной глубине. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz