Север и рынок. 2014, N 6.

К северным областям Финляндии относятся Лапландия, Северная Остроботния и Кайнуу с численностью населения около 12% населения страны (табл.). Средний возраст населения северных территорий страны составляет 40.6 года (в среднем по стране - 41.1), одна из особенностей северного рынка труда - уровень безработицы в 11.7%, что выше среднего по стране (7.4%). В Лапландии находится саамский регион, в котором проживают саамы (4% населения области), имеющие в соответствии с конституцией страны культурную и языковую автономию. В состав севера Швеции входят лены Норрботтен и Вестерботтен с численностью населения чуть более 5% населения страны. Средний возраст населения северных территорий Швеции составляет 42.4 года (41.5 - в среднем по стране), уровень безработицы - 7.6% (7.5%). Коренным населением Швеции являются саамы, доля которых в общей численности населения северных территорий составляет 9% (0.2% населения страны). В состав северных территорий Норвегии входят фюльке Финнмарк Тромс и Нурланн, в которых проживает 9.4% населения страны. Основной характеристикой этих областей является низкий уровень безработицы 2.7 при 3.3% в среднем по Норвегии. Численность коренного населения - саами - достигает 1 %населения страны. Основные характеристики населения и уровень безработицы в странах Северной Европы, 2011 г. [1] Странаиеесеверные иарктическиетерритории Численность населения Среднийвозраст населения,лет Доляграждан ввозрасте65лет истарше,% Уровень безработицы,% тыс.чел. 1 % Финляндия(Suomi) 5401.3 100 41.1 18.1 7.4 Лапландия(Lappinmaakunta) 183.3 3.4 43.2 15.0 12.9 СевернаяОстроботния(Pohjois-Pohjanmaanmaakunta) 397.9 7.4 38.5 12.0 11.0 Кайнуу(Kainuu) 81.3 1.5 44.9 20.7 12.5 Швеция(Sverige) 9482.8 100 41.5 19.7 7.5 Норрботтен(Norrbottenslan) 248.5 2.6 43.4 22.1 7.8 Вестерботтен(Vasterbottenslan) 259.7 2.7 41.4 19.9 7.4 Норвегия(KongeriketNorge) 4985.9 100 40.0 16.0 3.3 Финнмарк(Finnmark) 73.8 1.4 39.2 15.0 2.7 Тромс(Troms) 158.6 3.2 37.8 15.5 2.4 Нурланн(Ncrdland) 238.3 4.8 40.7 17.8 3.0 Общий вектор государственной политики в сфере труда и занятости стран Северной Европы - инвестирование в благосостояние населения с учетом принципов равных возможностей для населения северныхтерриторийи сбалансированностиэкономической, экологическойи социальнойсфержизнедеятельности. В Финляндии и Швеции целью собственной государственной политики каждой из них является управление социально-экономическим развитием территорий в рамках региональной политики ЕС посредством улучшения региональной конкурентоспособности и занятости при финансовом участи Фонда европейского регионального развития, Европейского социального фонда и Фонда сближения [2-11]. Поскольку актуальными проблемами севера Финляндии являются территориальная разобщенность и высокий уровень безработицы, ключевым элементом современной государственной социальной политики Финляндии, как страны-члена ЕС, является повышение эффективности управления социальным развитием северных областей в рамках единой региональной политики ЕС. Акторами такой политики в сфере благосостояния населения являются: Министерство занятости и экономики Финляндии; государственные агентства регионального управления, обеспечивающие правоприменение, управление и контроль в области законодательства Финляндии; центры экономического развития, транспорта и окружающей среды; муниципалитеты; региональные советы; профсоюзы; а также ЕС и его структурные фонды. Среди инструментов - the ERDF programme forNorthern Finland. (2000 г.) и Suomenarktinen strategia2013 (2013 г.). Специфические условия северных территорийШвеции были отображены в договоре о вступлении в ЕС: страна получила дополнительное финансирование с целью повышения региональной конкурентоспособности и занятости. В 2006 г. правительствомШвеции в рамках обеспечения долгосрочного устойчивого экономического развития страны с учетом собственной политики регионального развития, собственной политики на рынке труда и европейской политики сплочения была разработанаEn nationeli strategi for regional konkurrenskraft, entreprenorskap och sysselsattning 2007-2013, затрагивающая отдельные вопросы социально-экономического развития северных и арктических территорий. Другими инструментами национальной политики в отношении Севера страны стали En strategi for att starka utvecklingskraften i Sveriges landsbygder (2008 г.) и Sveriges strategi for den arktiska regionen (2011 г.). Среди субъектов государственной социальной политики Швеции в сфере благосостояния населения северных территорий - структурные фонды ЕС, шведское агентство экономического и регионального развития Tillvaxteverket, Парламент саамов Швеции, представители органов местного самоуправления и общественных организаций и др. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz