Север и рынок. 2014, N 6.

Таблица 1 Основные показатели развития транспортной инфраструктуры регионов Арктической зоны РФ в 2011 г. [1] Регионы/плотность населения, чел/км2 Районы Отношениесреднейпо РФ плотности, раз Доля транспорта вВРП региона, 2010г. Грузоемкость экономики региона Доля инвестиций Степень Развитость инфраструктуры сограничен­ нымисроками завозагрузов железных дорогобщего пользованияк региональной автодорог общего пользованияк региональной вразвитие транспорта и связи региона, % износа основных фондов,% Мурманская область/5.5 Развита. 4 морских порта,в т.ч. порт Мурманск- крупнейший незамерзающийпортРоссии; магистральные автомобильнаяижелезные дороги;2 аэропорта, вт.ч. международный вМурманске Частично Ловозерский иТерский 0.83 2.2 11.0 18.8 23.3 36.3 Архангельская область/2.1 Развита Обслуживание острововАрктики,3морских порта; 2предприятияречного транспорта;магистральные автомобильнаяижелезная дороги;3 аэропорта,в т.ч. международный вАрхангельске Верхнетоемский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Пинежский, Приморский, Шенкурский 1.66 2.3 14.4 13.3 29.0 42.5 НенецкийАО/0.2 Развитаслабо. Главнуюроль играютвоздушныйиморской транспорт; морские порты- Нарьян-Мар,Амдерма Полностью 39.0 7.0 0.02 0.4 21.7 Ямало-Ненецкий АО/0.76 Относительноразвита. Газопроводный,морской иречнойтранспорт, воздушный- основатранс­ портногосообщения;местная железнаядорога. В2010-2011 гг. достроенажелезнаядорога Обская- Бованенково- Карская Всерайоны инаселенные пункты(кроме г.Лабытнанги, Муравленко, НовыйУренгой иНоябрьск) 8.33 23.9 7.7 0.6 29.3 37.4 Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края/0.04 Развитаслабо. Транспортная системане связанас обще­ российской; основныепорты: Диксон,Дудинка,Хатанга; местнаяжелезнаядорога;газо­ провод;воздушныйтранспорт круглогодичногодействия (аэропортыХатангаиДиксон, 16вертолеіныхплощадок) Полностью н.д. н.д. 7.0 н.д. н.д. РеспубликаСаха (Якутя)0.3 Развитаслабо. ПортыСМП: Тикси,Зеленыймыс,речное судоходство- 6речныхпортов; автозимники. В 2011 г. завершеностроительство железнойдороги Беркакит- Томмот- Нижний Бестях Всерайоны инаселенные пункты(кроме Алданского района иг.Нерюнгри) 25.0 15.9 11.2 2.2 36.5 46.4 ЧукотскойАѲ/0.1 Развитаслабо. Автозимники; основныевидытранспортадля дальнихпередвижений- мор­ ской ивоздушный. По коэффи­ циентуплотностиавтодорог Чукотказанимаетодно изпоследнихместв России Полностью 47.8 4.9 0.3 32.4 40.8 Отношение грузооборота в тонно-километрах к ВРП, ткм/100 руб. Основная транспортная нагрузка в большей части северо-арктических регионов нашей страны приходится на морской и речной транспорт. Меридиональное расположение крупнейших сибирских рек позволяет им служить связующими звеньями между Транссибирской магистралью и Северным морским путем. Реки Лена, Енисей, Обь и Иртыш в 4 раза превышают протяженность железных дорог и в 11 - автомобильных, а разветвленная система речных притоков обеспечивает доступ к самым отдаленным пунктам. Так, в среднем за последние годы перевозки грузов внутренним водным транспортом в регионах Сибири и Дальнего Востока в общем объеме перевозок составляли для предприятий Норильского ГМК - до 70%, Республики Саха (Якутия) - до 85%, Северо-Восточного побережья Арктики - 95%. Особое значение развитие инфраструктуры внутренних водных путей в северных регионах приобретает в связи с перспективами освоения новых топливно-энергетических месторождений. Основные грузопотоки идут по рекам Енисей и Ангара, Лена, Алдан и Амур, расположеннымрядом с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых и промышленных 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz