Север и рынок. 2014, N 6.
Таблица 1 Основные показатели развития транспортной инфраструктуры регионов Арктической зоны РФ в 2011 г. [1] Регионы/плотность населения, чел/км2 Районы Отношениесреднейпо РФ плотности, раз Доля транспорта вВРП региона, 2010г. Грузоемкость экономики региона Доля инвестиций Степень Развитость инфраструктуры сограничен нымисроками завозагрузов железных дорогобщего пользованияк региональной автодорог общего пользованияк региональной вразвитие транспорта и связи региона, % износа основных фондов,% Мурманская область/5.5 Развита. 4 морских порта,в т.ч. порт Мурманск- крупнейший незамерзающийпортРоссии; магистральные автомобильнаяижелезные дороги;2 аэропорта, вт.ч. международный вМурманске Частично Ловозерский иТерский 0.83 2.2 11.0 18.8 23.3 36.3 Архангельская область/2.1 Развита Обслуживание острововАрктики,3морских порта; 2предприятияречного транспорта;магистральные автомобильнаяижелезная дороги;3 аэропорта,в т.ч. международный вАрхангельске Верхнетоемский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Пинежский, Приморский, Шенкурский 1.66 2.3 14.4 13.3 29.0 42.5 НенецкийАО/0.2 Развитаслабо. Главнуюроль играютвоздушныйиморской транспорт; морские порты- Нарьян-Мар,Амдерма Полностью 39.0 7.0 0.02 0.4 21.7 Ямало-Ненецкий АО/0.76 Относительноразвита. Газопроводный,морской иречнойтранспорт, воздушный- основатранс портногосообщения;местная железнаядорога. В2010-2011 гг. достроенажелезнаядорога Обская- Бованенково- Карская Всерайоны инаселенные пункты(кроме г.Лабытнанги, Муравленко, НовыйУренгой иНоябрьск) 8.33 23.9 7.7 0.6 29.3 37.4 Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края/0.04 Развитаслабо. Транспортная системане связанас обще российской; основныепорты: Диксон,Дудинка,Хатанга; местнаяжелезнаядорога;газо провод;воздушныйтранспорт круглогодичногодействия (аэропортыХатангаиДиксон, 16вертолеіныхплощадок) Полностью н.д. н.д. 7.0 н.д. н.д. РеспубликаСаха (Якутя)0.3 Развитаслабо. ПортыСМП: Тикси,Зеленыймыс,речное судоходство- 6речныхпортов; автозимники. В 2011 г. завершеностроительство железнойдороги Беркакит- Томмот- Нижний Бестях Всерайоны инаселенные пункты(кроме Алданского района иг.Нерюнгри) 25.0 15.9 11.2 2.2 36.5 46.4 ЧукотскойАѲ/0.1 Развитаслабо. Автозимники; основныевидытранспортадля дальнихпередвижений- мор ской ивоздушный. По коэффи циентуплотностиавтодорог Чукотказанимаетодно изпоследнихместв России Полностью 47.8 4.9 0.3 32.4 40.8 Отношение грузооборота в тонно-километрах к ВРП, ткм/100 руб. Основная транспортная нагрузка в большей части северо-арктических регионов нашей страны приходится на морской и речной транспорт. Меридиональное расположение крупнейших сибирских рек позволяет им служить связующими звеньями между Транссибирской магистралью и Северным морским путем. Реки Лена, Енисей, Обь и Иртыш в 4 раза превышают протяженность железных дорог и в 11 - автомобильных, а разветвленная система речных притоков обеспечивает доступ к самым отдаленным пунктам. Так, в среднем за последние годы перевозки грузов внутренним водным транспортом в регионах Сибири и Дальнего Востока в общем объеме перевозок составляли для предприятий Норильского ГМК - до 70%, Республики Саха (Якутия) - до 85%, Северо-Восточного побережья Арктики - 95%. Особое значение развитие инфраструктуры внутренних водных путей в северных регионах приобретает в связи с перспективами освоения новых топливно-энергетических месторождений. Основные грузопотоки идут по рекам Енисей и Ангара, Лена, Алдан и Амур, расположеннымрядом с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых и промышленных 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz