Север и рынок. 2014, N 6.
Устойчивое развитие и рациональное размещение производительных сил Арктики как единого целого, где все аспекты становятся взаимосвязанными, требует от транспортной системы изменений, главным образом качественных. Это, в первую очередь, связано с экологическими и социальными факторами. Время предъявляет к транспортным системам требования высоких скоростей, экономической эффективности, безопасности для окружающей среды и жизни людей. Причем эффективность транспортных систем будет зависеть не только и не столько от объемов перевозок, сколько от того, какие технологии будут при этом задействованы. Инновации должны стать главным направлением инвестиционного процесса в развитии транспортных систем, важной составляющейинновационнойполитики регионаи заинтересованныхотраслей [ 8 ]. Основными стратегическими задачами обеспечения рынка транспортных услуг Арктической зоны РФ следует считать: • модернизацию транспортного и ледокольного флотов, ориентированных на крупномасштабные транзитные и внутренние грузовые перевозки; • модернизацию речного транспорта и повышение его производительности; • пополнение речного флота судаминового поколения, в томчисле смешанного («река-море») плавания; • совершенствование береговой инфраструктуры и портовой деятельности; • проведение протекционистской политики и государственной поддержки в интересах тех компаний, которые избрали Арктику сферой своих интересов, в том числе льготное налогообложение имущества транспортных судов ледового класса; • реализация инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство транспортной системы; • применение принципиально новыхподходов к обеспечениюреализациитранзитного потенциала; • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей транспортную деятельность; • включение новых видов транспорта в единую транспортную систему; • развитие конкурентного рынка транспортных услуг; • доступность транспортных услуг для населения; • транспортное обеспечение новых промышленных комплексов; • формирование интегрированных транспортно-логистических систем; • экономичность по капитальным и эксплуатационным затратам; • создание интегрированной информационно управляющей системы; • интеграцию транспортной системы в евро-азиатское пространство; • увеличение транзитных грузопотоков; • повышение производительности труда и энергоэффективности на транспорте; • использование новых конструкционных материалов, что повлечет создание и применение новых силовых конструкций и новых строительных технологий; • устойчивое функционирование транспортных услуг на всей территории Арктики; • привлечение отечественных и иностранных инвестиций; • обеспечение условий для повышения надежности, эффективностии безопасности перевозок; • рост инновационной активности транспортных компаний; • повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации работников транспорта. Решение стратегических задач позволит повысить устойчивость развития рынка транспортных услуг Арктической зоны Российской Федерации. Литература 1. Селин В.С., Цукерман В.А. Современные проблемы развития морского транспорта Российской Арктики // Евразийское пространство: приоритеты социально-экономического развития: материалы Ш Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 12 апреля 2013 г.). - М.: ЕАОИ, 2013. - С. 258-261. 2. Транспортно-инфраструктурный потенциал российской Арктики / под науч. ред. В.С.Селина. - Апатиты: КНЦ РАН, 2012. - 279 с. 3. Васильев В.В., Селин В.С. Приоритеты защиты национальных интересов в акватории Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2013. - Т.2, № 33. - С. 28-33. 4. Интернет-портал Федерального агентства морского и речного транспорта. - URL: http://www.morflot.ru/opendata/ (дата обращения: 23.03.2014). 5. Селин В.С. Развитие морских перевозок углеводородов в российской Арктике // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2013. - Т. 2, № 33. - С. 38-34. 6 . Банько Ю. Станет ли Севморпуть валютным цехом страны? // Мурманский вестник. - 2013. - 15 окт. 7. Селин В.С., Башмакова Е.П. Значение северных и арктических регионов в новых геоэкономических условиях развития России // Регион: экономика и социология. - 2010. - № 3. - С. 23-39. 8 . Цукерман В.А. Инновации как платформа устойчивой транспортной системы развития Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2013. - № 1. - С. 80-84. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz