Север и рынок. 2014, N 6.
для обеспечения жизнедеятельности малых народов Севера и освоения природных богатств обширных северных территорий. Особенностью арктических портов являются их функции по обслуживанию СМП, которые существенно осложнятся при намечаемом росте перевозок грузов по международному транспортному коридору. Порты вынуждены будут существенно расширить свои функции по обслуживанию судов. Отправлено грузов в регионы Севера и Арктики за январь-ноябрь 2013 г., % [4] РегионыСевера 1 Внутренний водныйтранспорт | Морской транспорт НенецкийАО 1.62 0.50 Ямало-НенецкийАО 15.90 0.93 Республика Саха (Якутия) 39.52 0.16 Камчатский край 0.00 18.05 Магаданская область 0.33 16.99 ЧукотскийАО 3.07 2.93 Всего по регионамСевераиАрктики 60.44 39.56 Суровые природно-климатические условия Арктической зоны Российской Федерации, транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков, усиление глобальной конкуренции определяют актуальность разработки специальной государственной программы комплексного развития производительных сил территории. Актуальными проблемами для рынка транспортных услуг является наличие слаборегулируемых факторов и ограничений, которые в значительной мере определяют особенности рынка транспортных услуг Арктики, например, сложные природно-климатические условия, географические особенности и др. В значительной мере данные проблемы можно нивелировать после реализации следующих крупных транспортных проектов: • развитие Мурманского транспортного узла для создания круглогодично глубоководного морского центрапо переработке грузов, интегрированного в международныйтранспортный коридор Север-Юг; • проект Белкомур, целью которого является строительство железнодорожной магистрали соединением Архангельск - Сыктывкар - Соликамск (Пермь), что позволит сократить общую протяженность расстояния от стран СевернойЕвропы доЦентральнойАзии на 800 км по сравнениюс имеющимся на сегодняшнийдень путем; • проект Баренцкомур, целью которого является строительство железной дороги Сосногорск - Индига и морского порта в Индиге для экспорта продукции промышленных предприятий взамен маршрутов экспорта через порты Прибалтики и Украины; • магистраль «Северный широтный ход» - проектируемая железная дорога от ст.Обская-2 до ст.Коротчаево (бывшая станция Тихая) через Салехард и Надым с целью транспортировки газоконденсата до конечных потребителей. Главнымобъектомна рынке транспортных услугАрктики является СМП с его береговой инфраструктурой и со стыкующимися с нимжелезнодорожными и речными путями. С использованием СМПдоставку грузов можно значительно ускорить по сравнению с другими транспортными системами. Арктические навигации последних лет показали, что в действующих климатических условиях плавание грузовых судов по СМП в различные порты Юго-Восточной Азии, по сравнению с плаванием через Суэцкий канал, сокращает время в пути от 7 до 22 дней, чтоявляется безусловнымэкономическимпреимуществом [5]. После распада Советского Союза объем грузоперевозок по СМП сократился с 6.6 (1987 г.) до 1.4 млн т, одновременно резко снизился объем «северного завоза». Однако в последние годы наметилась активизация морскихперевозок. Так, в 2011 г. по СМПиз Европы в Азиюи обратно под проводкой атомных ледоколов прошли 34 судна, которые перевезли 820789 т грузов. Еще большие объемы перевозок были произведены в 2012 г., когда на 46 судах было перевезено 1.261 млн т грузов, а также началась проводка не только одиночных судов, но и караванов до четырех судов. Также в 2012 г. по СМП впервые дважды проследовал танкер СПГ «Обь Ривер», которыйдоставил сжиженный природный газ изХаммерфестапотребителямв Таиланде [ 6 ]. В 2013 г. наблюдался рост проводимых судов по СМП. Под иностранными флагами 127 судам было выдано разрешение на плавание в акватории СМП. Несомненно, в перспективе Северный морской путь может стать магистралью, позволяющей существенно повысить экономические показатели страны. По различным оценкам, объемы грузоперевозок по СМП могут достигать от 2.5 до 10 млн т в год. Эффективное функционирование транспортного комплекса Арктической зоны РФ является необходимым условием роста экономики и освоения его уникальных природных ресурсов, укрепления национальной безопасности. Кроме того, повышение транспортной доступности связываетрайоны северной периферии в сетевые структуры, создавая благоприятные условия для формирования инновационных промышленных кластеров в Арктике и реализации кластернойполитики. Для увеличения конкурентоспособности транспортной системы России предполагается реализация комплексных инфраструктурных проектов, направленных на повышение привлекательности российских транспортных коридоров, что позволит увеличить объем транзитных перевозок с получением дополнительных доходов. Это согласуется с масштабной задачей подпрограммы «Развитие экспортатранспортныхуслуг» [7]. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz