Север и рынок. 2014, N 6.

кластерной политики. Инновации должны стать главным направлением инвестиционного процесса в развитии транспортных систем, важной составляющейинновационнойполитикирегиона и заинтересованных отраслей. Располагая комплексом морских портов, развитыми внутренними судоходными путями, протяженной сетью железных дорог, международными аэропортами, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, способным обеспечить систему международных транспортных коридоров. В качестве главных региональных направлений национальной морской политики Российская Федерация выделяет Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское и Индоокеанское направления. Национальная морская политика строится исходя из их специфических особенностей. На Арктическом региональном направлении морская политика определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений, а также возрастающим значением Северного морского пути (СМП) для устойчивого развития страны. Основу национальной морской политики на Арктическом направлении должно составлять создание условий для деятельности российского флота в Баренцевом, Белом, Каспийском и других морях, на трассе СМП, а также в северной части Атлантики. Морской доктриной РФ на период до 2020 г. предусмотрено решение следующих основных стратегических задач в направлении рынка транспортныхуслуг российскойАрктики: • исследование и освоение акваторий с ориентацией на развитие экспортных отраслей хозяйства, первоочередное решение социальных проблем; • создание судов ледового класса для морских перевозок, специализированных судов для рыбопромыслового, научно-исследовательского и других специализированных флотов; • разведка и разработка запасов биоресурсов и минерального сырья; • создание условий для базирования и использования составляющих морского потенциала, обеспечивающих защиту суверенитета и международных прав Российской Федерации; • ограничение иностранной военно-морской деятельности в согласованных районах и зонах на основе двусторонних и многосторонних соглашений с ведущими морскими державами; • обеспечение национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованное государственное управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание и предоставление равноправного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным; • обновление и безопасная эксплуатация атомного ледокольного флота; • соблюдение интересов РФ при разграничении морских пространств и дна морей Северного Ледовитого океана с приарктическими государствами; • развитие арктического судоходства, морских и речных устьевых портов и осуществление «северного завоза». Для Российской Федерации морские перевозки имеют важнейшее значение как в обеспечении внутригосударственных транспортных услуг, особенно в регионах, где морской транспорт является безальтернативным видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности. Решающей продолжает оставаться роль морских перевозок для жизнеобеспечения северных регионов и Дальнего Востока [2]. Следует отметить, что транспортная инфраструктура становится сдерживающим фактором развития экономики. В пользу развития морского и внутреннего водного транспорта говорит и относительно низкий уровень капиталоемкости по сравнению с автомобильными и железными дорогами. Особо важнуюроль играют стратегические факторы, связанные с геополитическим и транснациональным значениями морского судоходства в арктической зоне. Это, прежде всего, контроль над морскими акваториями, потенциально богатыми природными ресурсами, транзитное значение Северного морского пути как внутреннего маршрута между северо-западными и дальневосточными регионами России, а также возможности роста транснациональных транзитных перевозок по трассе СМП между европейскими портами и портами Тихоокеанскогорегиона [3]. На рынке транспортных услуг Арктики особо важная роль принадлежит водному транспорту, поскольку другие виды транспорта в силу природно-климатических условий, как правило, развиты слабо. Речной транспорт выполняет важнейшую роль, доставляя в труднодоступные районы технику, оборудование, продовольствие и другие грузы различным предприятиям и организациям. Для вновь открытых и намеченных к промышленной эксплуатации месторождений по водным путям доставляют в значительных объемах самые разнообразные грузы, обеспечивая ускоренное освоение и развитие арктических регионов. Большой объемнароднохозяйственных грузов речной транспорт доставляет в нефтегазодобывающие районы, крупнейшим корпорациям, таким как ОАО «ГМК "Норильскийникель"», ОАО <АКАлроса», ОАО «НОВАТЭК», и на важнейшие стройки. В регионы Севера и Арктики за январь-ноябрь 2013 г. внутренним водным транспортом отправлено 60.4 % грузов, против 39.6 % морским транспортом (табл.). Следует отметить огромное значение портовой деятельности в развитии рынка транспортных услуг Арктической зоны РФ. Через арктические порты проходят грузы «северного завоза», необходимые 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz