Север и рынок. 2014, N 6.

и организациями-грузоотправителями подтвердить грузовую базу, перевозки которой предполагается осуществлять по железнодорожному Северному широтному ходу, и объем, который позволит обеспечить эффективность реализации проектастроительстважелезнодорожногоСеверногоширотногохода, в томчисле путемпарафирования соглашенийс потенциальными грузоотправителями об объемахи стоимостипредполагаемыхперевозок. В 2013 г. со всеми потенциальными грузоотправителями были подписаны соглашения о перевозке грузов по Северному широтному ходу. Их подписывали грузоотправители, ОАО «РЖД», Ямальская железнодорожная компания и правительство ЯНАО, которое со своей стороны выступает гарантом строительства Северного широтного хода. Таким образом, была подтверждена необходимая грузовая база, являющаяся главным аргументом для реализации проекта. В опубликованном в ноябре 2013 г. на сайте Минрегиона России проекте госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ на период до 2020 года отмечается, что «проведенный при подготовке этого документа анализ целей, задач, программных мероприятий, некоторых итогов работ, выполненных в рамках действующих федеральных целевых программ, а также намеченных в госпрограммах, показал, что проблемы устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации решаются в них разрозненно, фрагментарно и несистемно», это и обусловливает формирование координирующего программного инструмента развития Арктической зоны РФ, которым и должна стать разрабатываемая госпрограмма. Литература 1. Чернов В. Дела Белкомурные. 2013. - 16 дек. - URL: http://portnews.ru/comments/1715/ 2. Вылиток А. Северный широтный ход нужен всем / А.Вылиток. - 2013. - 20 нояб. - URL: http://www.arctic-info.ru/Interview/Page/sevemii-sirotnii-hod-nyjen-vsem 3. Использовать новый порт в Архангельске на полную мощность позволит только «Белкомур». - 2009. - 11 февр. - URL: http://www.regnum.ru/news/1123377.html 4. Тараканов М.А. Проект «Ямал СНГ»: комплексный подход к освоению нового района в Арктике // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. (г.Апатиты, 14-16 ноября 2012 г.). - 2012. - С. 49-50. 5. Минин М. Ямал не потерпит простых решений // Морские порты. 2011. - № 8 (99). - С. 28-30. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ*______________________________ В.А.Цукерман кандидат технических наук, доцент, зав. отделом Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы и стратегические задачи развития рынка транспортных услуг АрктическойзоныРоссийскойФедерации. Ключевые слова: транспорт, морские и речные порты, Арктическая зона Российской Федерации, Северный морскойпуть, национальнаяморская политика, водные пути. THE MARKET OF TRANSPORTATION SERVICES OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION: TOPICAL PROBLEMS AND STRATEGIC TASKS V.A. Tsukerman PhD (Engineering), Associate Professor, Head of Department G.P.Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Abstract. Topical problems and strategic tasks of developing the market of transportation services in the Arctic zone of the Russian Federation are considered. Keywords: transport, sea and river harbors, the Arctic zone of the Russian Federation, the Northern Sea Route, national marine policy, water ways. Рынок транспортных услуг Арктической зоны Российской Федерации является сложнейшей технико-технологической и организационно-экономической системой [ 1 ]. Эффективное функционирование транспортного комплекса Арктики является необходимым условием роста экономики и освоения его уникальных природных ресурсов, укрепления национальной безопасности. Кроме того, усиление транспортной доступности связывает районы северной периферии в сетевые структуры, создавая благоприятные условия для формирования промышленных, инновационных кластеров в Арктике и реализации * Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития». 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz