Север и рынок. 2014, N 6.
Учитывая, что строительство морского порта будет вестись на основе государственно-частного партнерства, ОАО «Ленморниипроект», согласно договору, заключенному с заказчиком ОАО «Ямал СПГ» в июне 2011 г., разделил проектирование на два периода [5]: • строительство объектов подготовительного периода. • строительство основных объектов морского порта. К объектам федеральной собственности относятся: подходной канал с операционной акваторией, морской канал, системы управления движением судов и навигационного оборудования, здания морских служб, оградительные ледозащитные сооружения. К объектам инвестора относятся: технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа, газового концентрата и нефти, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации. Распоряжением Правительства РФ № 1259-р от 13 июля 2012 г. на западном берегу Обской губы, в 5 км к северо-востоку от вахтового пос.Сабетта и в 30 км к юго-востоку от пос.Тамбей, было признано целесообразным строительство морского порта*. Это федеральный порт с будущим терминалом ОАО «НОВАТЭК». По расчетам, первая линия по производству СПГ должна войти в строй в 2017 г., к этому времени порт должен начать перевалку и отгрузку углеводородного сырья. В декабре 2013 г. министр транспорта России М.Соколов и губернатор ЯНАО ДКобылкин подписали Меморандум о сотрудничестве между Минтрансом России и Правительством ЯНАО, в котором намечено рассмотреть вопрос о перепрофилировании порта Сабетта в многофункциональный порт за счет формирования сухогрузной части порта на основе объектов железнодорожной, авиационной и автодорожной инфраструктуры и с доведением грузооборота порта Сабетта с запланированных 32 млн т в год (только по жидким грузам) до 70 млн т в год к 2040 г., а также относительно образования в районе железнодорожной станции Обская-2 пропускной способности к 2035 г. до уровня внеклассной станции. Для полноценного использования многофункционального порта нужно проложить железную дорогу от Сабетты до Бованенково, между которыми, по разным подсчетам, около 200 км. ПравительствоЯНАО направило в Минтранс России обращение о включении строительстваданнойжелезной дороги в Транспортную стратегиюРоссийскойФедерации на период до 2030 года. Одним из ключевых моментов перепрофилирования порта Сабетта в многофункциональный порт является активизацияреализациипроекта строительстважелезнодорожноймагистрали Северный широтныйход. Проект «Северный широтный ход» - большой и комплексный, он позволит разгрузить Транссиб, свяжет Ямал с Уралом и Северо-Западом России, а в перспективе обеспечит вывод транспортной системы России к Севморпути - через п-овЯмал, Бованенково к Сабетте. Нынешний вариант проекта Северного широтного хода, сформированный в 2011 г., предназначался в первую очередь для доставки углеводородов с месторождений Уренгойско-Ямбургского района в северо-западные морские порты. Этадорогапо маршруту Обская-2 - Салехард - Надым - Коротчаево протяженностью 707 км почти на 1000 км короче, чем через Сургут и Тюмень. Предусмотрена реконструкция устаревшего участка линии от Надыма до Нового Уренгоя, строительство ветки Салехард - станция Обская, возведение более 70 мостовых переходов и двух гигантских, двухъярусных мостов через реки Надым и Обь. Провозная способность Северного широтногохода составит в среднем20 млнт грузов в год. Ценапроекта- 190млрдруб. В ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» федеральные средствапредусмотрены только на строительство мостового перехода через Обь в районе г.Салехарда. В редакции этой программы от 2 ноября 2013 г. сроки строительства данного объекта определены на 2015-2019 гг. (согласно постановлению Правительства РФ № 401 от 5 мая 2014 г., в предыдущей редакции эти сроки определялись на 2010-2015 гг.). Из общего объема финансирования в размере 69.2 млрд руб. средства федерального бюджета составляют 61 млрд руб., средства бюджета ЯНАО - 8.1 млрд руб. Однако выделение федеральных средств планируется только с 2017 г. Специалисты же считают, что откладывать строительство моста нельзя. В связи с этим в настоящее время рассматривается предложение по альтернативной схеме финансирования строительства моста - на условиях государственно-частного партнерства [5]. Все остальное финансирование строительства Северного широтного хода должно осуществляться за счет внебюджетных источников. В проекте «Северный широтный ход» будет участвовать «Корпорация развития», «РЖД», «Газпром» и Ямальская железнодорожная компания (ЯЖДК). «РЖД» и «Газпром» выделят средства на реконструкцию своих участков, а «Корпорация развития» обеспечит строительство новых участков Северного широтного хода. В 2013 г. на участки нового строительства разработана проектная и рабочая документация и получены положительные заключения Главгосэкспертизы РФ. Проблема грузовой базы и эффективности проекта была поставлена очень остро сразу же с момента появления идеи этого проекта. Поэтому вполне закономерно, что в качестве первой позиции в перечне поручений президента РФ № Пр-1380 от 28 июня 2013 г. была сформулирована необходимость правительству ЯНАО совместно с открытыми акционерными обществами «РЖД», «Газпром», «Корпорация развития» *ПостановлениемПравительстваРФ№374от25апреля2013 г. этомупортубылоприсвоенонаименование«Сабетта». 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz