Север и рынок. 2014, N 6.

Следующий шаг в направлении «Белкомура» был сделан уже в постсоветское время, когда в 1996 г. была создана специальная компания (оператор проекта) - ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур» (ОАО «МК "Белкомур"»). При поддержке Министерства путей сообщений РФ и за счет финансирования регионов-инициаторов в 1996 г. были начаты работы по строительству продолжения линии Микунь - Вендинга в направлении Архангельска. Но в условиях кризиса 1998 г. работы были остановлены. Сегодня объекты незавершенного строительстванаходятся на балансе ОАО «МК "Белкомур"». В целом проект «Белкомур» включает в себя строительство двух недостающих участков железнодорожной магистрали, которая соединит Соликамск, Гайны, Сыктывкар, а также Карпогоры и Вендингу. В октябре 2012 г. на заседании рабочей группы ОАО «РЖД» по «Белкомуру» были окончательно согласованы основные технические параметры и прогноз грузовой базы, а также определены принципы взаимодействия сторон в процессе реализации проекта. Общая стоимость проекта «Белкомур» в ценах 2012 г. составляет 175 млрд руб., в том числе 140 млрд руб. - на новое строительство и еще 35 млрд руб. - на реконструкцию существующих веток. Пропускная способность создаваемой линии - около 35 млн т грузов в год. Основной объем грузовой базы по магистрали должны составлять новые грузы, при этом доля возникающих непосредственно в полигоне тяготения магистрали грузов составляет порядка 40%. Исходя из планируемой структуры грузопотока, больше половины будет приходиться на уголь. Также по магистрали предполагается возить химические и минеральные удобрения, нефтепродукты, лесные грузы и др., а также экспортные грузы, следующие из стран Северной Европы в Россию и транзитом в страны Юго-Восточной Азии. Срок проектирования и строительства магистрали - 5 лет. При запуске проекта в 2016 г. магистраль может быть введенав эксплуатациюв 2020 г. Проект «Белкомур» предполагает выход на Архангельский порт, для этого необходимо создать в Архангельске глубоководный порт. Следует отметить, что администрация Архангельской обл. уже изначально рассматривала строительство «Белкомура» только совместно со строительством глубоководного порта в Архангельске [3]. В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»* среди важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Морской транспорт» намечена реконструкция подходного канала к порту Архангельск (общая длина канала - 55 км, в том числе морская - 9.2 км, речная - 45.8 км, длина искусственных прорезей на речной части - 18.4 км, объем дноуглубительных работ - 10 млн м3; проектирование - 2017 г., строительство и реконструкция - 2018-2020 гг.). Общий объем финансирования определен в размере 14235.5 млн руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 3335.5 млн руб., внебюджетных источников - 10900 млн руб. В октябре 2013 г. в правительстве Архангельской обл. был представлен проект строительства глубоководного порта. Глубоководный район планируется построить в 55 км севернее основной территориипорта, что потребует подведения железнодорожной ветки. Проектом предусматривается максимальная осадка судов в 11 м (в настоящее время порт Архангельск обеспечивает прием судов осадкой до 9 м) и потенциальный грузооборот в 28 млн т, из которых более 3.5 млн т придется на уголь, 17.5 млн т - на контейнерные грузы, 2.5 млн т - на наливные (в настоящее время мощности Архангельского морского порта с нефтяными терминалами позволяют перерабатывать до 4.5 млн т грузов в год). В случае успешного строительства порт сможет принимать суда грузоподъемностью до 75 тыс. т. Расчетное время окупаемости проекта - 8 лет. Глубоководный порт планируют построить к 2020 г., но пока не ясно, кто будет инвестором проекта. Потенциальные инвесторы глубоководного района порта ожидают определенности по проекту «Белкомур». Получается своего рода замкнутый круг. В этом плане особую ценность приобретает удачный опыт государственно-частного партнерства по комплексному и синхронному развитию транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта «Ямал СПГ», с перспективой превращения морского порта Сабетта в многофункциональный порт в качестве одной из опорныхточекна трассе Северногоморского пути с учетомреализациипроектаСеверныйширотныйход [4]. В связи с инициированной ОАО «НОВАТЭК» разработкой Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения распоряжением Правительства РФ № 1713-р от 11 октября 2010 г. был утвержден комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на п-ове Ямал, среди мероприятий которого было определено создание необходимой транспортной инфраструктуры (строительство аэропорта, морского порта, танкерного флота и др.). ПостановлениемПравительства РФ№ 1201 от 30 декабря 2011 г. в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» была добавлена новая позиция «Строительство объектов морского порта в районе пос.Сабетта на п-ове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе» Бюджетные инвестиции из федерального бюджета определены в размере 47296.9 млн руб., внебюджетные источники со стороны ОАО «НОВАТЭК»- 25910.2 млнруб. *Утверждена постановлением Правительства РФ 5 декабря 2001 г. № 848 (ред. от 2 ноября 2013 г.). 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz