Север и рынок. 2014, N 6.
PROBLEMS, HISTORY AND PROSPECTS OF TRANSPORT PROJECTS IN THE ARCTIC M.A. Tarakanov Senior Researcher G.P.Luzin Institute for Economic Studies ofthe Kola Science Centre ofthe RussianAcademy of Sciences Abstract. History, challenges and prospects of synchronic and complex implementation of the interconnected transport projects in the Arctic has been considered using the case studies of Belkomur project together with the project of building the deep water harbor in Arkhangelsk as well as the project of building multifunctional sea harbor Sabetta together with the project of building the Northern Latitudinal Railway. Keywords: the Arctic, Arkhangelsk, Belkomur, Sabetta, the Northern Latitudinal Railway. В Арктике капитальные затраты на транспортную инфраструктуру очень высоки. Нередко каждая компания самостоятельно разрабатывает свою логистику, и несогласованность транспортных стратегий отдельных компаний зачастую приводит к неоправданному дублированию объектов, росту совокупных затрат. В такой ситуации решающая роль принадлежит государству, и опережающее развитие инфраструктуры по сформулированному государством плану должно стать залогом успеха развития и бизнеса, и регионов. На прошедшей в декабре 2013 г. в Санкт-Петербурге III Международной конференции «Арктика: настоящее и будущее» губернаторы северных регионов России предложили рассматривать проекты Белкомур, Северный широтный ход, Мурманский транспортный узел, строительство морского порта Сабетта и расширение порта Архангельск как взаимосвязанную инфраструктуру Единой арктической транспортной системы (рис.) [1]. Ранее, в сентябре 2013 г., в Салехарде в ходе работыШМеждународного арктического форума «Арктика - территория диалога» губернатор Республики Коми В.Гляйзер заявил, что правительство Коми считает важнымвключение проекта «Белкомур» в госпрограммуразвитияАрктической зоны РФ до 2020 года. Формирование транспортной инфраструктуры в центральной части Арктической зоны России [2] Первые планы по строительству железнодорожного сообщения между Уралом и Архангельском для экспорта российской продукции в страны Европы появились еще в начале XX в. - в период интенсивного развития железных дорог в России. Но из-за изменения общей социальной, экономической и политической ситуаций в России они не были реализованы. В советское время работы по строительству железных дорог в районах проектируемого маршрута «Белкомура» велись с 1930-х гг. К началу 1950-х гг. были построены участки Архангельск - Карпогоры и Вендинга - Микунь протяженностью около 440 км. Так как работы велись в основном силами заключенных, то с проведением амнистии в середине 1950-х гг. они были остановлены. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz