Север и рынок. 2014, N 6.

Грузопотоки Северного морского пути в отдельные периоды [2] Таблица 2 Начальный период освоения Последний период СССР Современные перевозки год 1 млнт год 1 млнт год 1 млнт 1933 130 1980 4952 2003 1700 1934 134 1981 5005 2004 1718 1935 176 1982 5110 2005 2023 1936 201 1983 5445 2006 1956 1937 187 1984 5835 2007 2150 1938 194 1985 6181 2008 2219 1939 237 1986 6455 2009 1801 1940 350 1987 6579 (max) 2010 2050 1941 165 1988 6295 2011 3111 1942 177 1989 5823 2012 3752 Как видно из табл.2, значительное увеличение объемов начало отмечаться только с 2011 г., в 2012 г. эта тенденция продолжилась, причем было перевезено транзитом 1.26 млн т, что на 34% больше, чем в 2011 г. (834 тыс. т). При этом количество судов с грузом почти не увеличилось. Это связано с более эффективным применением судов: меньше балластных переходов, больше «двойных» рейсов. Отметим, что наблюдается рост экспортных и импортных грузов, а также перевозок между российскими портами, расположенными в разных бассейнах («большой каботаж»). Это выражается в цифрах, представленныхниже [3]: 1. Российская Федерация Экспорт: газоконденсат - 486 тыс. т, руда - 262 тыс. т. Большой каботаж: нефтепродукты - 90 тыс. т, мороженая рыба - 8 тыс. т. 2. Китай Импорт: газоконденсат - 183 тыс. т, руда - 262 тыс. т. Экспорт: генеральные грузы - 25 тыс. т. 3. Южная Корея Импорт: газоконденсат - 303 тыс. т. Экспорт: авиакеросин - 198 тыс. т. 4. Япония Импорт: сжиженный природный газ - 81 тыс. т. 5. Канада Экспорт: уголь - 72 тыс. т. 6 . Сингапур Импорт: мазут - 44 тыс. т. География перевозок значительно расширяется. Пока преждевременно делать вывод, что появляются постоянные маршруты, однако объемы перевозок становятся значительными. Не комментируя структуру грузопотоков, отметим только «бросающийся в глаза» признак сырьевой ориентации национальной экономики - в Южную Корею отправлено 303 тыс. т газоконденсата, а обратно экспортирован продукт его переработки - 198 тыс. т авиационного керосина. Отметим также кратко характеристики рейсов: среди них выделяют так называемые «двойные», которые, в свою очередь, делятся на полные (судно следует по СМП с грузом в обе стороны) и односторонние двойные рейсы (судно следует в одну сторону с грузом и обратно - в балласте или наоборот). Если в 2011 г. был выполнен всего один полный двойной рейс, то в 2012 г. их выполнено три. В результате уменьшаетсячисло рейсов в балласте и повышается экономическая эффективность перевозок. Кроме того зафиксировано четыре односторонних двойныхрейсов. В 2013 г. рост грузопотоков, в том числе транзитных, продолжился и, по предварительным оценкам, превысил 4 млн т (в 2012 г. - 3752 тыс. т). Выполнено более 60 транзитных рейсов (в 2012 г. - 46, в 2011 г. - 34) с общим объемом перевозок около 1.5 млн т. В текущем году состоялся пилотный рейс по проводке судна Китая, который проявляет большой интерес к использованию СМП и намерен стать одним из крупнейших транзитных перевозчиков. Так, на 2014 г. запланирована проводка от 8 до 10 судов. Особенно большой прирост ожидается начиная с 2017 г., когда даст первую продукцию проект «Ямал-СПГ», в котором китайские компании владеют 20% акций [4]. Специалисты отмечают, что арктические навигации последнихлет убедительно показали: в действующих климатических условиях плавание грузовых судов по Северному морскому пути в различные порты Юго-Восточной Азии по сравнению с плаванием через Суэцкий канал сокращает время в пути от 7 до 22 дней, что является важным экономическим преимуществом. Плата за ледокольную проводку судов по СМП (с учетом нового гибкого тарифа) может быть приравнена к плате за проход по каналу. Повышенную страховку при плаваниипо Севморпути с учетом опасностиполучения ледовыхповрежденийможно сравнить с повышенной страховкой при проходе Аденского пролива (встречи с пиратами). Дополнительнымирасходами при прохождении 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz