Север и рынок. 2014, N 6.

Очевидно, что такая сложная система, какСеверный морской путь и его грузопотоки, зависит от огромного числа различных позиционных точек как субъективного, так и относительно объективного свойства. При этом по большинству их них функциональные зависимости не применимы в принципе, поскольку само влияние имеет достаточно динамичный характер. К экзогенным факторам может быть отнесено, например, состояние мировых рынков, в первую очередь энергетических, поскольку в ближайшие 15 лет на трассе будут доминировать перевозки нефти и сжиженного природного газа, добыча и производство которых в российской Арктике имеет преимущественно экспортную направленность. В среднесрочной перспективе определенное влияние могут оказывать геополитические и геоэкономические процессы, такие как иранский или украинский кризисы. К субъективным экзогенным факторам может быть отнесена, например, политика (ценовая, тарифная и т.п.) конкурирующихкомпаний, в томчисле транспортных (пароходных) [ 1 , 2 ]. К внутренним факторам, обеспечивающим функционирование и развитие Северного морского пути, могут быть отнесены, например, политика государства и прибрежных регионов, в том числе выражающаяся в нормативных и организационных мерах (решениях) соответствующих органов государственной власти. Важное значение имеют такие факторы, как состояние торгового флота ледового класса, ледокольное обслуживание и его тарифы, лоцманские услуги, система страхования грузов и т.п. Отдельное направление - морская транспортная инфраструктура, включающая порты, службы безопасности и спасения, гидрометеорологическое обеспечение, службы оповещения и т.п. В самом общем виде факторы, определяющие грузовые перевозки в арктическихакваториях, представлены в табл. 1 . Таблица 1 Схема факторов, определяющих грузопотоки Северного морского пути № пп Факторы Экзогенные 1. Природно-климатическиеусловия 2. Состояниеглобальныхсырьевыхрынков 3. Геополитическиеигеоэкономические отношения 4. Стратегииглобальныхкорпораций икомпаний Эндогенные 1. Государственнаяэкономическаяполитика вотношениидобычиполезныхископаемых 2. Государственнаяполитикавсфере регулированияарктическогосудоходства 3. Состояниепортовойитранспортной инфраструктуры 4. Состояниеторговогоиледокольного 5. Организационно-экономическая инфраструктура Составляющиеэлементы,индикаторы,показатели,критерии Распространение(поверхность)ледовогопокрова,характеристикидвиженияльдов,роза искоростьветров,температурныеусловия Запасысоответствующихвидовполезныхископаемыхиихгеография;спросипредложение, расположениеосновныхэкспортеровиимпортеров;характеристикитранспортныхморских потоков Мировыенормативныедокументы(конвенцииит.п),регулирующиедобычу итранспортировкуминеральныхресурсов,вт.чвшельфовыхиисключительных экономическихзонахМеждународныедоговорыисоглашения Ценоваяполитикадобывающихкорпорациииихкартелей (объединений),тарифные системысудоходныхкомпаний;политикамеждународныхстраховыхобществит.п Обеспеченностьзапасамиисостояниеразведочныхработ;лицензионнаяполитика;льготы ипреференциидобывающимкомпаниям,втомчисленаарктическомшельфе Правовыенормативныетребованиякплаваниюсудов,втомчислеэкологические. Разрешительнаясистемаивозможныеограничения,втомчислевчастиледовойпроводки илоцманскогообеспечения Географияарктическихпортов,ихпотенциальнаямощностьпогрузооборотуиклассу обслуживаемыхсудов;состояниеаварийно-спасательныхслужб,метеорологическоеи гидрографическоеобеспечение;состояниеслужбинформационногообеспеченияит.п Наличиеотечественныхсудовледовогоклассавпринятойклассификации,ихвозможности Ледокольныйфлот,егоструктураисостояние Тарифнаяполитикавобластиледовойпроводкиилоцманскогосопровождения, аварийно-спасательныхоперацийВозможностиитарифыотечественныхстраховых компанийит.п Очевидно, что в рамках одной статьи анализировать все или даже часть рассмотренных факторов не представляется возможным. Поэтому ниже кратко будут приведены только сами характеристики грузопотоков Северного морского пути, особенно в последние годы. Необходимо отметить, что в советские годы арктические перевозки активно поддерживались государством, в 1930-е гг. было создано Главное управление Северного морского пути («Главсевморпуть»). Можно отметить, что значительные объемы перевозок сохранялись даже в годы Великой Отечественной войны (табл.2). Они несколько упали в начальный период, но уже в 1945 г. составили 444 тыс. т, а к 1960-м гг. достигли 1 млн т. В начале 1990-х гг., со сменой модели государственной экономики, произошел «обвал» перевозок, которые сократились в 4 раза, а в Западном секторе СМП - более чем в 30 раз. Серьезное увеличение грузопотоков наблюдается лишь в последние годы. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz