Север и рынок. 2014, N 6.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГРУЗОПОТОКОВ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ* В. С.Селин доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация. Рассматривается механизм факторного анализа применительно к арктическим морским перевозкам. Структурированысистемообразующие элементы, определяющие развитие грузопотоков Северного морского пути. Проведена оценкаосновныхпараметровсудоходствапоСМПвпоследниетригода, ивыделенынекоторыебазовыепроблемы. Ключевые слова: Арктика, стратегия, факторы, анализ, акватории, Северный морской путь, грузопотоки, экономика, флот. FACTORANALYSIS OF FREIGHT FLOWS DEVELOPMENT ALONG THE NORTHERN SEA ROUTE V.S.Selin Doctor of Sciences (Economics), Professor, Chief Researcher G.P.Luzin Institute for Economic Studies ofthe Kola Science Centre ofthe RussianAcademy of Sciences Abstract. The article examines the factor analysis mechanism in relation to arctic maritime transport. The backbone elements, determining freight flows development along the Northern Sea Route (NSR), are structured. The major navigation parameters alongtheNSRoverthe lastthreeyears are estimatedand somebasic challenges are identified. Keywords: theArctic, strategy, factors, analysis, water areas, theNorthern SeaRoute, freightHows, economy, fleet. Согласно Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., одной из важных задач является совершенствование транспортной инфраструктуры в регионах освоения арктического континентального шельфа в целях диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки. Можно отметить, что грузооборот по трассам Северного морского пути принят за одну из основных характеристик социально-экономического развития российской Арктики. С точки зрения экономической теории функционирование любой системы осуществляется в условиях сложного взаимодействия комплекса факторов внутреннего и внешнего порядков. Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт. Очевидно, что все факторы, воздействующие на систему и определяющие ее поведение, находятся, в свою очередь, во взаимосвязи и взаимообусловленности. Количественная или качественная (содержательная) характеристика взаимосвязанных явлений осуществляется в факторном анализе с помощью признаков (показателей). Признаки, характеризующие причину, называются факторными (независимыми), признаки, характеризующие следствие, называются результативными (зависимыми). Причинные признаки кроме того делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной причиной - следственной связью, называется факторной системой. Процесс построения аналитического выражения зависимости называется процессом моделирования изучаемого явления. В теории выделяют два фактора, которые подвергаются исследованию в процессе факторного анализа: функциональные и стохастические. При этом необходимо отметить, что модель факторной системы - это математическая (статистическая) формула, отражающая некоторые связи между анализируемыми явлениями. В наиболее общем виде она может быть представлена следующим образом: y =f (Х 1 , Х 2 , Х 3 , ... x„), где y - результативный признак; xn - факторные признаки. Зависимость называется функциональной, или жестко детерминированной, если каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Связь считается стохастической (вероятностной, слабо выраженной), если каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака. Частным случаем такой зависимости является нормальное статистическое распределение. *Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 14-06-98800 «Факторный анализ и прогноз грузопотоков на трассе Северного морского пути». 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz