Север и рынок. 2014, N 6.

Несмотря на очевидную эффективность ПОЭЗ, подтвержденную мировым опытом, и наличие действенных предпосылок создания этих зон в России, практика их создания в стране явно неудовлетворительна. Основные причины ситуации недостаточного создания ПОЭЗ состоят в некоторых недостатках их организационно-правового режима. Анализ соответствующей нормативно-правовой базы позволил выделить основные направления совершенствования организационно-правового режима: Во-первых, действующее законодательное ограничение видов деятельности, включаемых в понятие «портовое хозяйство», и лимитирование видов сборочного производства- однаиз причиннедостаточного развития ПОЭЗ. Закон допускает существование сборочного производства, но вводит в пределы его развития простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ. В то же время эффективность развития свободных портов мира свидетельствует о комплексном характере их деятельности и о том, что основной сферой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие ПОЭЗ, является именно сборочное производство. Таким образом, разрешенные на территории ПОЭЗ виды деятельности не являются достаточно инвестиционно привлекательными для инвесторов (частный сектор), которые в основномявляютсярезидентомданного типа зоны. Во-вторых, российское законодательство о ПОЭЗ вводит ограничения в получении статуса зоны по субъектному составу. Так, ПОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. Следовательно, на получение статуса ПОЭЗ могут претендовать только комплексы, предназначенные для осуществления исключительно грузовых перевозок. Жесткость названного ограничения может быть оправдана далеко не во всех случаях, в связи с этим необходима дифференциация этого параметра при создании отдельныхПОЭЗ. В-третьих, деятельность по производству морских и речных судов и других комплектующих изделий, возможна также в ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типа, где условия для таких производств гораздо привлекательнее, чем в портовых зонах. В результате резиденты, технологии которых применимы более чем в одной отрасли, предпочтут ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типа. Необходимо расширение перечня портовых видов деятельности в ПОЭЗ. Степень локализации производства техники зависит от наличия возможности размещения в ПОЭЗ производств компаний, производящих стандартные изделия. Сегодняведение такихвидов деятельностив ПОЭЗ невозможно. В-четвертых, слишком высоки инвестиционные барьеры вхождения компаний в ПОЭЗ в статусе резидентов, это ограничивает круг потенциальных резидентов. В-пятых, одним из обязательных условий получения статуса резидента является предоставление вместе с заявкой на заключение соглашения о ведении деятельности в ПОЭЗ подтверждения обеспечения уплаты таможенныхпошлин, налогов. Междуначаломтекущейдеятельности (котораяи будетсопряженаснеобходимостью уплаты таможенных пошлин и налогов) и подачей заявления на получение статуса резидента будет существовать промежуток времени, на который заявитель будет вынужден отвлечь оборотные средства. Необходимость нести расходы еще до момента получения статусарезидентаявляется отталкивающимфакторомдля инвестора. Таким образом, формирование особых экономических зон в России еще не закончено, соответствующая государственная политика требует корректировки, мониторинга и предложения новых инструментов развития. Только при выполнении этих условий ПОЭЗ могут стать центром экономического роста на долгосрочную перспективу, стимулируя как развитие региона в целом, так и близлежащих городов. Отмеченные некоторые недостатки при создании ПОЭЗ не снижают значения этих организационных структур экономики, поскольку их развитие способно обеспечить прорыв национальной экономики к инновационному пути. При этом успех проекта ПОЭЗ возможен только при создании четких правил игры и эффективных механизмов поддержки частных инвесторов, намеренных стать резидентами ОЭЗ. Литература 1. Камдин А.Н. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне // Молодой ученый. - 2013. - № 5. - С. 312-317. 2. Пушкин А.В., Богданов И.Г. Особые экономические зоны в России: Правовое регулирование - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (ред. от 30.10.2007) // Российская газета. - 2007. 4. Николаева А.Б., Леус С.М. Перспективы развития портовых особых экономических зон // Вестник МГТУ. - 2010. - Т.13, № 1. - С. 108-114. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz