Север и рынок. 2014, N 6.
30 октября 2007 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 240-ФЗ, который определил возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон [3]. Предполагается, что результатами создания ПОЭЗ станут: • совершенствование транспортной инфраструктуры на основе формирования и развития опорной транспортной сети РФ; • повышение эффективности системы товародвижения, интеграция производственных и транспортных средств; • развитие логистики, экспорта транспортных услуг и международного транзита через территорию РФ [4]. Целесообразность создания ПОЭЗ обусловлена рядом причин. Во-первых, Россия имеет исключительно выгодное геополитическое и географическое положение, связанное с ее близостью к мировым рынкам. Поэтому создание портовых зон рассматривается во взаимосвязи с вопросами формирования и развития международных транспортных коридоров. Развитие инфраструктуры портовых коммуникаций будет способствовать инновационному развитию национальной экономики, и прежде всего развитию транзитного потенциала портового хозяйства. Во-вторых, ПОЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва России на качественно новый, современный уровень развития транспортной отрасли. В-третьих, России создана определенная правовая база по становлению и развитию ПОЭЗ, действующая с 2007 г. На момент создания ПОЭЗ земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц, так как такие зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовыхтерминалов международныхаэропортов [3]. Построение транспортного терминала - достаточно дорогостоящий проект, при этом у инвестиций в портовое хозяйство длительный период окупаемости. Так, одна из действующих совместных китайско-сингапурских портовых зон имеет 5млрд долл. экспортного оборота в год. Но на эту беспрецедентнуюцифру зона вышла спустя 15 лет. Поэтому, принимая во внимание длительныйпериод окупаемости портового хозяйства, высокую стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режимав течение длительного периода времени, закон предусматривает увеличение периода до 49 лет (другие ОЭЗ ограничены 20-летнимвременнымпериодом), на которыйпредлагается создаватьПОЭЗ. Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в ПОЭЗ, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется: погрузочно-разгрузочные работы; услуги по складированиюи хранениютоваров, а также транспортно-экспедиторские услуги; снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов бортовыми запасами; ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой техники, в том числе двигателей и других агрегатов; переработка и консервирование рыбы и морепродуктов; работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы); простые сборочные операции по перечню, утверждаемому правительством РФ; оптовая торговлятоварами; обеспечение функционированиядеятельностиПОЭЗ. Объем инвестиций должен составить при создании и развитии инфраструктуры нового порта не менее 100 млн евро, не менее 3 млн евро - при реконструкции и развитии действующего порта. Инвестиции в модернизацию столь значительны, что их не потянуть ни регионам, ни частному бизнесу в отдельности. Эффективность создания морских портовых зон в значительной степени зависит от наличия инфраструктуры должного уровня и многопрофильности услуг. При этом степень изношенности инфраструктуры в портах России колеблется от 50%. В рамках ОЭЗ порты получат льготный режим налогообложения и помощь государства на инфраструктуру. Предусмотрены упрощенная процедура оформления разрешений, налоговые льготы и внешнеторговые преференции, снижение арендной платы за пользование землей и постройками, бюджетные субсидии. Подобный режим ОЭЗ позволит значительно снизить сроки окупаемости инвестиций в портовые сооружения. Резиденту выдаются твердые гарантии, что он работает в том режиме, который действовал на тот момент, когда он вошел в эту зону. Что бы ни менялось, он остается в том же налоговом режиме, при котором принимал решение и получил статус резидента. Право выкупа собственником объектов недвижимости, находящихся в пределах территории зоны, и земельных участков, находящихся под указанными объектами, разрешение споров, связанных с созданием или прекращением существования зон, нарушением резидентом условий соглашения о ведении деятельности на территории ОЭЗ, - все это разрешается в судебном порядке, т.е., если резидент получил статус «резидент особой экономической зоны», лишить его этого статуса можно только через суд. Это тожедополнительные гарантии неизменностидеятельностирезидента. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz