Север и рынок. 2014, N 6.

Налоговые преференции предполагают снижение ставок налога на прибыль до 15,5%, налога на имущество организаций резидентов ОЭЗ, а также освобождение от земельного и транспортного налогов на срок до 5 лет. Также для ОЭЗ характерен льготный таможенный режим (табл.1, 2). Таблица 1 Ввоз товаров на территорию ОЭЗ Иностранныетовары 1 Российскиетовары НеуплачиваетсяввознаятаможеннаяпошлинаиНДС НДСподлежитвозвратупродавцутоваров; вывознаятаможеннаяпошлинанеуплачивается Таблица 2 Вывоз товаров на территорию Российской Федерации, отчуждение в пользу нерезидента ОЭЗ Иностранные товары 1 Российские товары Таможенныйрежим: выпуск для внутреннего потребления Уплачивается ввозная пошлина, НДС, акциз УплачиваетсяНДС На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ, размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. По подсчетам экспертов, налоговые, таможенные и административные преференции, которые получают резиденты ОЭЗ, могут снизить их издержки на 30%, речь идет не только о прямой финансовой выгоде, но и о том, что экономический смысл создания зон включает ясные, прозрачные и цивилизованные правила игры. Тем не менее, активного желания получить статус резидента ОЭЗ в стране не наблюдается, что обусловлено недостатками инвестиционного климата в России, не способствующими приходу иностранного капитала в ОЭЗ, и недостаточностью льготных инструментов функционирования зон, что тормозит приток отечественных и иностранныхинвесторов в зоны. Анализ функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не выполняют своего основного функционального предназначения - быть центрами динамичного экономического роста и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие другихрегионов. В настоящее время средирезидентов российских ОЭЗ интересы промышленного производства представлены немногим более 10%[2]. На каждый вложенный государственный рубль приходится 74 копейки инвестиций, и это реальность, несмотря на то, что ОЭЗ предоставляют резидентам пакет налоговых льгот и особый таможенный режим. При существующих масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Более важными в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификациярабочей силы, упрощение административных процедур. Развитие ОЭЗ сдерживает недостаточные энергетические мощности и проблемы транспортной доступности. Этот комплекс проблем и не дает особым экономическим зонам страны двигаться вперед. В последнее время рост национальной экономики все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети. Существенное отставание доли грузоперевозок морским и воздушным транспортом в структуре общих грузовых перевозок РФ и снижение доли грузооборота морского и речного транспорта являются следствием неразвитости портовых инфраструктур, не отвечающих потребностям современной экономики. Следует отметить высокую долю транспортных затрат в себестоимости продукции и недостаточное использование транзитного потенциала России, дефицит пропускных возможностей. Не в полной мере удовлетворяется растущий спрос на качественные транспортные услуги, внешняя торговля зависима от иностранных перевозчиков. Вопросы эффективной организации международного товародвижения и, в частности, более рационального использования морских портов в последнее время привлекли пристальное внимание как государственных учреждений, так и бизнес-сообщества. Проблемой транспортного комплекса России является то, что основные грузопотоки в Россию продолжают идти через иностранные порты. Анализ причин такого положения дел свидетельствует о том, что в их основе лежат экономические факторы, т.е. в более щадящей системе налогообложения и, как следствие, более низких портовых сборах зарубежных портов. На сегодняшний день большинство ведущих портов в мире существуют в режиме франко-портов, или в режиме особых экономических зон. Согласно статистическим исследованиям, рост грузо- и пассажиропотока у порта, действующего в обычном режиме, составляет от 3 до 6 % в год, а в случае введения режима свободного порта эти показатели растут темпами от 20 % и выше. Одной из возможных форм привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического потенциала производственнойдеятельности морских, речных портов и аэропортов может стать создание на их базе образований с особымиэкономическимиусловиями функционирования - портовых особыхэкономических зон (ПОЭЗ). 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz