Север и рынок. 2014, N 6.

CHALLENGES OF DEVELOPING HARBOR SPECIAL ECONOMIC ZONES A.B.Nikolaeva PhD (Economics), Associate Professor G.P.Luzin Institute for Economic Studies ofthe Kola Science Centre of the RussianAcademy of Sciences Abstract. The article considers harbor special economic zones as one of the possible forms of attracting investments and on this basis the development of the economic potential of sea and river harbors production activities. In the course of the conducted analysis there were identified the main problems of harbor zones development and directions of improving the organization-legal regime. Keywords: harbor zones, customs regime, tax preferences, organizational-legal regime. Создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории страны является одним из способов привлечения иностранных инвесторов, так как в рамках особых зон возможно проведение иной инвестиционной, фискальной, промышленной и тарифной политики. На сегодняшний день ОЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. Многолетняя позитивная мировая практика зарубежных стран по созданию и функционированию особых экономических зон свидетельствует об эффективности применения подобного метода оздоровления экономики, для России же это еще и дополнительная возможность модернизации существующей инфраструктуры. Особые экономические зоны - это интегрированный инструмент экономического развития. Она представляет собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, которую государство создает для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли [1]. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. ОЭЗ в России начали развиваться с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. К обобщенным целям создания ОЭЗ можно отнести: • привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного предпринимательства; • активизацию экономики региона путем привлечения иностранного капитала; • повышение уровня занятости населения и подготовку высококвалифицированных кадров; • создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать зоны как посредника между мировым рынком и отечественным хозяйством; • рост экспортного потенциала территории страны; • организацию производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменяющих товаров; • освоение современного опыта организации и управления производством и т.д.; • ускорение научно-технического прогресса за счет отечественных и зарубежных разработок. Характерным признаком ОЭЗ является льготный характер налогообложения. Основные налоговые преимущества ОЭЗ представлены на рисунке. Территория РФ Территория ОЭЗ Налог Налог Налог Страховые Транспортный НДС*** на прибыль на имущество на землю взносы* налог** *ДляОЭЗ технико-внедренческого типа **Ставка транспортного налога рассчитывается в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств (ТС), категории ТС в расчете на 1л.с. мощности ТС, 1 кгс тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну ТС или единицу ТС ***НДСдля портовых ОЭЗ Действующие налоговые преференции для ОЭЗ, % 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz