Север и рынок. 2014, N 6.

Укажем на предпосылки к созданию производственно-территориального холдинга: • понимание того факта, что узкая специализация минерально-сырьевого сектора экономики в условиях рыночных колебаний опасна; необходима диверсификация его производственной структуры даже в рамках отдельной фирмы (корпорации); • наличие на выделенной для освоения территории хотя бы одного месторождения полезного ископаемого, остро необходимогонародномухозяйству, имеющего гарантированный спросна внутреннемрынке; • наличие других видов ресурсов, представляющих интерес для народного хозяйства в настоящее время или в ближайшей перспективе; • целесообразность снижения удельных затрат в производственную и социальную инфраструктуру за счет их пропорционального распределения по основному и ряду побочных продуктов; • выбор центрального места переработки сырья; • использование технологий районного (группового), экспедиционного и вахтового методов освоения ресурсов; • включение в структурухозяйства экологическойдеятельностии ее адекватная стоимостная оценка; • наличие распорядительного центра, способного интегрировать материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы отдельных исполнителей проектов. Сформулированные выше тезисы имеют определенную проекцию на конкретные минерально-сырьевые комплексы Севера и Арктики: Карело-Кольский (апатит, платина, никель), Канско-Тиманский (бокситы и алмазы), Таймыро-Норильский (платина, никель, медь), Якутский (алмазы, золото, железные руды), Яно-Чукотский (золото, олово, платина), Корякско-Камчатский (платина, ртуть). Новые комплексы полезных ископаемых других геологических провинций, особенно тех, которые расположены в глубине азиатской части материка, пока не обеспечены транспортными подходами; в этом отношении северо-европейская часть Россиивыглядит более надежной. Вывод. Геополитические позиции России в Арктике и на Севере во многом обусловлены крепостью уже созданных здесь минерально-сырьевых баз. Инвестиционная политика в дальнейшем во все большей мере становится политикой фирменной (корпоративной). Роль государства ограничивается разработкой законодательно-нормативной базы для мобилизации инвестиционных ресурсов предприятий и накопления их на специальных счетах. Расходовать средства, накопленные на этих счетах, будет можно лишь целевым путем - первоначально на модернизацию производства и сопряженной с ним инфраструктуры на основе передовых достижений науки и техники, а затем на реализацию проектов освоения «периферийных» месторождений и формирование новых центров экономического роста. Литература 1. О проекте программы разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов на долгосрочную перспективу (Материалы заседания Правительства Российской Федерации, Москва, 2 августа 2012 г.) // Право и инвестиции. - 2012. - №3-4 (50). - С. 6-11. 2. Петров О.В. Развитие теоретико-методологических положений перевода минерально-сырьевой базы России на инновационную модель расширенного воспроизводства: автореферат дис. ... докт. экон. наук. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010. 3. Север: наука и перспективы инновационного развития / отв. ред. В.Н.Лаженцев; Научный совет РАН по вопросам регионального развития; Коми НЦ УрО РАН. - Сыктывкар, 2006. - 400 с. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОРТОВЫХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН А.Б.Николаева кандидат экономических наук, доцент Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация. Рассмотрены портовые особые экономические зоны в качестве одной из возможных форм привлечения инвестиций и на этой основе развития экономического потенциала производственной деятельности морских и речных портов. В ходе проведенного анализа выделены основные проблемы развития портовых зон и направления совершенствования организационно-правового режима. Ключевыеслова: портовые зоны, таможенныйрежим, налоговыепреференции, организационно-правовойрежим. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz