Север и рынок. 2014, N 6.

Не соблюдается пропорциональность внутри минерально-сырьевого сектора экономики. Например, в Республике Коми за период 1999-2011 гг. доля затрат на поиски и разведку твердых полезных ископаемых сократилась в шесть раз и составила 2.5% от общих затрат на геолого-разведочные работы. Чрезмерное предпочтение нефти и газу в ущерб рудным и нерудным полезным ископаемым лишает экономику России естественной основы ее модернизации. Но и в нефтегазовомсекторе экономики ситуация с заделамина будущее не является благополучной. Медленно идет работа по выявлению и оценке новых зон нефтегазонакопления. Надежда на реализацию программы «Разведка континентального шельфа и разработка его минеральных ресурсов» [1] объективно правомерна, но она не должна заслонять потенциальные возможности развития «действующих» провинций нефти и газа. Именно здесь необходимо достичь оптимального объема воспроизводства углеводородного сырья промышленных категорий с коэффициентом восполнения не менее 1 . 2 , что стало бы надежной основой сохранения на длительное время добычи нефти и газа в районах более благоприятных, чем Арктический шельф. Сами параметры воспроизводства должны быть зафиксированы в лицензионных соглашениях и сопутствующих им документах. Очевидно также, что требуется повысить уровень технологической изученностипотенциальных объектов недропользования, их финансово-экономической и маркетинговой оценки. Инвестиционная подготовленность объектов недропользования, как правило, оказывается весьма слабой, даже дефицитные и востребованные рынком полезные ископаемые осваиваются крайне медленно. Почти повсеместно наблюдается нерациональное использование добытого сырья, низкий уровень утилизации отходов горно-обогатительного производства, технологические аварии на трубопроводном транспорте, что негативно отражается на экологической обстановке в ряде районов. 2. Стратегическое представление о размещении новых центров роста минерально-сырьевой экономики связано смалоосвоенными территориямиРоссии. Такое представление в принципе правильно, но только сточки зрения на дальнюю перспективу [2]. Реальное положение дел таково, что развитие новых центров в любом из регионов страны зависит в большей мере от финансовых возможностей действующихпредприятий и корпораций, в меньшей - от государства, опрометчиво определяющего стратегию «большого скачка» в сторону неосвоенных территорий. Кроме того, прежде чем широким фронтом двигаться в Арктику и другие регионы с экстремальными природными ресурсами, необходимо устранить существующие технологические недостатки и финансово-экономические диспропорции. 3. Общей является задача активизации инвестиционной деятельности всех распорядительны центров (государственных, банковских, производственных и других коммерческих организаций) с учетом особенностей ихучастия в формированииразличногорода источников капитальных вложений. В связи с актуальностьюэтой задачи обратим внимание, что соотношение объемов инвестиций в основной капитал и валового внутреннего продукта в России медленно, но растет и в настоящее время составляет приблизительно 25%. Данное соотношение характерно для стран с высоким уровнем постиндустриальной экономики, но для России, стоящей на этапе новой индустриализации, оно должно быть заметно выше - 35-40%. Такое возможно при наличии трех главныхусловий: • ускоренный рост производительности труда и соответствующее увеличение объема фондов накопления; • слияние банковского и промышленного капитала; • правильное использование собственных (внутрикорпоративных) источников финансирования капитальных вложений (индексация стоимости амортизируемых основных средств на величину индекса инфляции, целевое использование амортизации и увеличение доли прибыли и валютной выручки, выделяемой на реконструкцию и расширение производства, введение целевого налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы). 4. Средние и крупные предприятия должны были бы иметь специальные счета, на которые необходимо перечислять все амортизационные средства, часть не облагаемой налогом прибыли и часть валютных доходов. С такого инвестиционного счета деньги снимать можно только на модернизацию производства, расширение или пополнение запасов минерального сырья, реализацию новых технологических проектов. Данное положение противоречит некоторым позициям законодательства об акционерных обществах; оно должно было бы опираться на более внятную, чем сейчас, промышленную политику государства. Это так, но сама логика рационального хозяйствования подсказываетнеобходимость новых кардинальныхрешений. Создание инвестиционных счетов может быть более удачным, если промышленная политика государства и корпораций будет направлена на формирование «полнокровных» предприятий, то есть хозяйствующих В структуре источников инвестиций доля амортизации в России весьма низка - около 20%. В развитых странах, даже приналичиимощногофондовогоикредитногорынка, наамортизациюприходится60-70%всехисточниковинвестиций. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz