Север и рынок. 2014, N 6.

определяется внешними для северных регионов управляющими компаниями, не заинтересованными в должной степени в развитии конкретнойтерритории. Осуществленные и предлагаемые на перспективу федеральными органами власти меры по устранению существующих диспропорций в бюджетно-налоговой сфере и институциональных «прорех» в корпоративном секторе не учитывают северную специфику, не способствуют активизации стимулов у региональных и местных органов власти к увеличению налогового и финансового потенциала своих территорий, проведению взвешенной налогово-бюджетной и корпоративной политики. Закономерным следствием сложившихся тенденций выступает замедление экономического развития территорий и увеличение дефицитности в финансовом обеспечении экономического ростана качественноновой основе. По результатам обсуждений на секции выработаны следующие рекомендации по основным направлениям дальнейших исследований и задачам прикладного характера, которые необходимо решать органам власти различных уровней, субъектам хозяйствования, институтам гражданского общества для улучшения финансовой обеспеченности развития регионов Арктики. 1. Необходимо продолжить исследования вопросов финансовой политики по следующим актуальным направлениям: • обеспечение институциональной гармонизации действующей системы распределения административных полномочий, ресурсов их финансового обеспечения и ответственности за их выполнение; • дальнейшее развитие и совершенствование межбюджетных отношений, повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами; • выявление особенностей движения финансовых потоков, формирующих инвестиционныйпотенциал в северныхрегионах, разработкамеханизмов трансформации сбереженийнаселения в инвестиционные ресурсы; • исследование эволюции корпораций Севера, специфики их организационных форм, взаимосвязей между организационными формами, моделями финансирования и стратегиямиразвития. 2. Рекомендовать органам государственной власти Российской Федерации: 2.1. На федеральном уровне: • усилить стимулирующий характер бюджетной политики в целях расширения доходной базы бюджетов северных субъектов РФ и муниципальных образований; • переориентировать налогово-бюджетную политику в направлении, обеспечивающем бюджетную самодостаточность северных территорий и создание стимулов к привлечению инвестиций и осуществлению контроля над налоговой базой (например, посредством изменения пропорций налоговых отчислений от НДС и налога на прибыль в пользу субъектов РФ, а также за счет перераспределения полномочий по управлению элементами налогов); • исключить дискриминацию экономически развитых и финансово состоятельных территорий, создавая заинтересованность региональных органов власти в наращивании налоговых и неналоговых доходов (например, путем изменения подхода к распределению дотаций и субсидий); • повысить ответственность органов власти и управления субфедерального уровня за финансирование принимаемых ими решений посредством введения законодательного ограничения объема переданных государственныхполномочий (например, не более 25%от общихрасходов регионального (местного) бюджета); • активизировать разработку корпоративного законодательства с учетом мирового опыта, в т.ч. предусматривая стимулирование социальной ответственности бизнеса; • создать систему государственного инфорсмента, направленную на защиту прав собственности и исполнения контрактных обязательств, что приведет к уменьшению неопределенности хозяйственной среды в регионах Севера; • совершенствовать взаимоотношения крупного бизнеса и государства через институциональное оформление взаимных обязательств, либерализацию налоговой системы, замену административных методов регулированиярыночными, при соблюдении равенствавсехэкономическихагентов; • сформировать регуляторы, стимулирующие крупные (градообразующие) предприятия на осуществление инвестиций в регионы, на территории которых они функционируют. 2.2. На уровне субъектов Федерации: • при разработке региональной финансовой политики учитывать потенциальные риски снижения финансового потенциала региона; • при распределении субсидий и дотаций муниципалитета переместить акцент с целевых межбюджетных трансфертов на источники, приоритеты расходования которых будут определяться непосредственно органамиМСУ; 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz