Север и рынок. 2014, N 6.
Цена газа в США составляет около трети его цены в Европе и четверти его цены в Азии. Так что в экономическом плане выгоднее наращивать экспорт американского газа в Азию, однако желание оказать экономическое давление на Россию, заместив часть поставок трубного российского газа американским СПГ, может превалировать над чисто экономическими расчетами. Кстати, такой подход, в духе «холодной войны», уже был продемонстрирован США и их союзниками в отношении цены на нефть в 1980-х гг., когда надо было создать давление на экономику СССР. Можно было бы надеяться на появление отечественных проектов освоения нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа в районе бывшей «серой зоны», раздел которой между Норвегией и Россией произошел еще в июне 2010 г. По оценкам ОУВПО РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, запасы углеводородов в бывшей «серой зоне» составляют около 6.7 млрд т в нефтяном эквиваленте (н.э.). По другим оценкам, запасы только одного из крупнейших в мире газовых месторождений «Свод Федынского» в три раза превосходят Штокмановское месторождение. Предполагается, что в «Своде Федынского» может быть открыто до 12 месторождений нефти и газа. Еще в 1980-е гг. советские геологи оценили запасы углеводородов на этом участке в 9 млрд т н.э. Необходимо отметить, что стороны договорились осваивать месторождения на паритетных условиях, если они пролегают на территории обеих стран и это относится к некоторым месторождениям «Свода Федынского» [4]. Однако очевидная незаинтересованность российских властей в скорейшем освоении доставшейся в результате договора о разграничении западной части Баренцевоморского шельфа, действующее российское законодательство в этой сфере, а также отсутствие на территории Мурманской и Архангельской областей соответствующей газотранспортной инфраструктуры привели к тому, что российские компании в настоящее время участвуют в освоении норвежской части шельфа. Только одна российская компания - «Зарубежнефть» после снятия запрета на разведку в «серой зоне» в 2011 г. заявляла о своем желании начать разработку «Свода Федынского» вместе со Statoil и Total, однако это так и осталось намерениями [1]. Согласно экспертным оценкам, благодаря разграничению Норвегия почти в два раза увеличила свои запасы углеводородов в Баренцевом море, также существенно вырос их общий объем. И это было очень кстати, поскольку на уже обустроенных норвежских месторождениях добыча углеводородов начала снижаться. Так, по мнению эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, на норвежском шельфе в Северном, Норвежскоми Баренцевомморяхранее былоразведано более 12млрдт н.э., из которых около 5 уже добыто [4]. Поэтому Норвегия, в отличие от России, практически сразу же после подписания договора о разграничении бывшей «серой зоны» занялась проведением активной сейсморазведки на площади в 44 тыс. км 2 у новой морской границы на Баренцевом море. В марте 2013 г., подводя итоги разведки, Норвежский нефтяной директорат (NPD) заявил об обнаружении на шельфе Восточного Финнмарка до 1.9 млрд баррелей н.э., причем только 15% из этого количества приходится на нефть, а остальное - на газ [5]. Соответствующие шаги были сделаны и в направлении дальнейшего развития нефтегазотранспортной инфраструктуры на севере Норвегии. Так, уже в декабре 2012 г. компания Norterminal подписала договор о долгосрочной аренде участка земли (примерно 100 га) под проект строительства нефтяного терминала недалеко от аэропорта г.Киркенес. А в феврале 2013 г. Минобороны Норвегии утвердило сделку по продаже бывшей базы подлодок НАТО в Тромсё группе Triko AS под строительство современного нефтесервисного центра [5]. Норвежская система трубопроводного транспорта интегрирована с трубопроводными системами таких Скандинавскихстран, какШвеция и Дания (рис.1). Схема газопроводноготранспортаНорвегии показананарис.2. Как видно из рис.1 и 2, в северной части Норвегии трубопроводный транспорт развит слабее, чем в центральной и южной частях. Основными экспортными рынками для норвежского газа в Европе являются Германия, Великобритания, Бельгия, Италия, Нидерланды и Испания. Норвежский газ преимущественно поставляется по долгосрочным контрактам «бери или плати». Основными потребителями газа являются такие крупные компании, как Е. ON, Рургаз, GdF Суиз, ENI Gas &Power, British Gas Trading и др. [ 6 ]. В целом же нефтегазотранспортная система Норвегии предоставляет хорошие возможности по подключению новых месторождений к экспортным мощностям. В российской части европейской Арктики в ходе разработки Штокмановского проекта предполагалось строительство газопровода Териберка - Волхов с последующим подключением к экспортному «Северному потоку», однако оно так и не было начато. Поэтому неудивительно, что как только Норвегия в июле 2013 г. провела лицензионный конкурс на право разработки месторождений бывшей «серой зоны», так в числе его победителей оказались компании «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». Так, «по результатам 22-го лицензионного раунда, проведенного Министерством нефти и энергетики Норвегии, НК «ЛУКОЙЛ» получила 30% в проекте разработки шельфового участка № 719 (еще 20% принадлежит норвежской North Energy, а 50% владеет оператор проекта английская Centrica) и 20% в блоке № 708 (также по 20% принадлежитNorth Energy и итальянской Edison, 40% - шведской LundinNorway)» [7]. «Роснефть» также получила 20% в лицензии PL713 (включает в себя четыре блока: № 7219/2, 7219/3 и № 7319/11, 7319/12 общей площадью 1213 км2). Партнером будет компания Statoil, которая и станет оператором проекта. «Роснефть» в последнее время активно расширяется, кроме того, она уже заключила соглашение со Statoil о сотрудничестве на российском шельфе. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz