Север и рынок. 2014, N 5.

7. Гранберг А.Г., Разбегин В.Н. Проект «Строительство межконтинентальной полимагистрали Евразия — Америка с тоннелем через Берингов пролив».- Режим доступа: http://www.adc.newparadigm.ru/files/ank-5-3.doc МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ* Серова Н.А., к.э.н., с.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г.Апатиты Ключевую роль в развитии местного самоуправления в постсоветской России сыграла реформа местного самоуправления, начавшаяся с принятия Конституции РФ в 1993 г. Главные цели реформирования заключались в повышении эффективности местных органов власти, более четком разграничении полномочий между властными уровнями и их обеспечении бюджетными средствами. Основная законодательная база в области местного самоуправления была сформирована в 1995-1998 гг. Именно в этот период были приняты ключевые законы о местном самоуправлении: от 28.08.1995 №154 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», от 26.11.1996 №138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 25.09.1997 №126 «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», от 11.04.1998 №55 «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». Ими было введено понятие муниципальной собственности, определены основные механизмы правовой защиты местного самоуправления, разработаны вопросы о финансово-экономических предпосылках самостоятельности местного самоуправления. Уже к середине 90-х гг. муниципалитеты обладали достаточной собственностью и доходами для того, чтобы решать задачи самообеспечения и развития. В то же время достаточно широкая свобода субъектов РФ в вопросах регулирования местной сферы, которую давал ФЗ №154 и недостаточность федеральных государственных гарантий местного самоуправления позволили регионам в конце 1990-х гг. существенно ограничить или даже ликвидировать муниципальную власть. Наметился процесс подавления муниципальной автономии, лишения органов местного самоуправления материальной и финансовой базы, перегрузки их делегированными полномочиями [6, c.20-24]. Принятие Бюджетного и Налогового кодексов РФ усилило тенденцию к ограничению автономии муниципальных властей - число местных налогов после введения части первой НК РФ составляло 5, а с внесением в него поправок в 2005 г. местных налогов осталось всего два: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Вошла в практику ликвидация муниципалитетов и замена их территориальными структурами областных администраций. Результатом этих процессов стал кризис местного самоуправления. На фоне восстановления экономики, к началу 2000-х гг. доходные источники муниципалитетов разошлись с их расходными статьями примерно в два раза. Местная власть оказалась неспособна не только решать задачи развития, но и осуществлять свои собственные полномочия [2, c.65]. Наличие в политической системе значительных противоречий и ослабление местного самоуправления потребовали от федеральных властей провести новую реформу местного самоуправления и в октябре 2003 г. был принят ФЗ №131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». * Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ №14-02-00128. Проект «Трансформация социально­ экономического пространства Севера России и альтернативы развития». 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz