Север и рынок. 2014, N 5.

месторождений полезных ископаемых (золота, вольфрама, олова, угля и др.), могут быть построены гидроэлектростанции. Уникальным сооружением станет тоннель под Беринговым проливом длиной от 98 до 113 км с железными и автомобильными дорогами, трубопроводами. В техническом отношении проект опирается на опыт строительства высокоширотных железных и автомобильных дорог в России, на Аляске, в Канаде, а также на китайский опыт строительства скоростной железной дороги в Тибете (сочетание резко-континентального климата, горной местности и вечной мерзлоты). Поэтому техническая осуществимость проекта сомнений не вызывает [7]. Особое место в транспортных схемах АЗРФ должны занять новые виды транспорта: новая перспективная эргономичная и безопасная техника, в том числе высокоскоростные амфибийные транспортные средства на динамической и статической воздушной подушке (включая суда на воздушной подушке, плавающие амфибии с колесным или гусеничным шасси, платформы на воздушной подушке: самоходные, буксируемые, ледокольные, технологические; гидросамолеты-амфибии, экранопланы- амфибии, самолеты с шасси на воздушной подушке); внедорожные самоходные транспортные средства на пневмокатках низкого давления и широких гусеницах, эксплуатация которых возможна и в бесснежный период; нетрадиционные летательные аппараты, в частности аэростатические (дирижабли); атомолеты. Надо сказать, что экранопланы и атомолеты могут стать «прорывной» техникой в Арктике, как в свое время знаменательным прорывом стали ледоколы. Экранопланы можно использовать для решения многоцелевых и специфических задач: по охране водных границ, борьбе с контрабандой, браконьерством и незаконной миграцией, мониторингу экологической обстановки, охране водной среды, поиску и экстренному спасению людей, оказанию помощи терпящим бедствие на воде, срочной доставке грузов, пассажиров и т.п. Очевидно, необходимо обеспечить сбалансированную реализацию всех проектов в области производства и развития транспортной, информационной и экспортно- обеспечивающей инфраструктур. Именно наличие нового качества инфраструктуры обеспечит приемлемый уровень непроизводственных издержек и конкурентоспособность арктической экономики. Литература 1. Филатов С. России необходима реиндустриализация. - режим доступа: 1. http://kurs.ru/articles/14831/sergev-fllatov-v-gostinov-kurs-rossii-neobhodima- reindustrializatsiya 2. Селин В.С. Проблемы и направления «третьей» индустриализации// Север и Рынок: формирование экономического порядка. -2013.- № 4 (35). -С 71-78 3. Шестопалов М.Е. Вектор устремлений - Арктика. - Режим доступа: http://www.vko.ru/DesktopModules/Articles/ArticlesView.aspx?tabID=320&ItemID=256& mid=2869&wversion=Staging 4. И.А. Вижина, А.А. Кин, В.Н. Харитонова. Проблемы государственно-частного партнерства в стратегических проектах Севера // Регион: экономика и социология, 2011. - №4.- С. 152-175 5. Пилясов А.Н. Научные исследования и инновации в арктическом регионе. - http://www.ecpol.ru/index.php/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-41-42/614-nauchnye- issledovaniya-i-innovatsii-v-arkticheskom-regione 6. Шпак А.В. Транспортная система Арктических регионов: концептуальный взгляд на развитие // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2013.- №2 (33). - С.45-51 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz