Север и рынок. 2014, N 5.

основываться на притоке инвестиций российских и иностранных инвесторов, ресурсов институтов развития. Согласно принятой в декабре 2012 году Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» к 2020 году осуществляется переход к инновационной модели развития транспортной системы, в которой определены основные приоритетные направления развития. К настоящему времени в РФ в стратегических документах социально-экономического развития России на период до 2030 г. планируется к реализации более 110 мегапроектов общей стоимостью более 500 млрд. долл. США (более 15 триллионов рублей), из них 25 проектов основаны на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) [4]. Что касается арктического макрорегиона, то состояние транспортной и логистической инфраструктуры - одна из главных проблем на сегодняшний день, которая требует скорейшего решения. Стоит задача: в ближайшие десятилетия необходимо практически заново воссоздать и развить на перспективной технологической базе систему арктического транспорта, искать новые способы обеспечения транспортной доступности всей территории Арктической зоны. Будущее развитие транспортной системы определяет современный период радикальной трансформации Арктики, обусловленной влиянием ряда взаимосвязанных факторов, среди которых следует выделить, на наш взгляд, изменение климата и процессы глобализации. Действие этих факторов серьезно влияет на ситуацию в Арктическом регионе. Появляются и новые вызовы, и новые возможности, и новые проблемы. Ситуация усугубляется исключительно высокой степенью неопределенности, т.к. на данном этапе мы просто не знаем о многих вещах и не можем их прогнозировать. Особенно это касается изменений климата и его биофизических последствий. Эти трансформации касаются в большей степени транспортной системы, т.к. будут меняться условия строительства и эксплуатации, эффекты развития транспорта. Например, из-за глобального потепления значительно увеличится срок навигации на водном транспорте, но при этом могут произойти негативные изменения на сухопутных видах транспорта из-за таяния вечной мерзлоты. Также принципиальным вызовом устойчивому развитию Арктической зоны выступает абсолютная неподготовленность инженерной инфраструктуры к возможным негативным последствиям процессов глобальных климатических изменений. Индустриализация Арктики в сочетании с меняющимся климатом усиливает существующие и порождает новые угрозы и риски для жизни коренных жителей арктических регионов. Потепление климата в Арктике создает благоприятные условия для ее промышленного освоения, поэтому в число неизбежных последствий климатических изменений входит рост промышленной нагрузки на территорию. Поэтому сегодня крайне необходимо создание полноценной системы регулирования экономической деятельности в Арктике. Фактор глобализации, в свою очередь, диктует переход к решению многих масштабных задач нового этапа индустриального развития, одно из приоритетных направление которого - создание инновационного транспорта. Реиндустриализация в Арктической зоне предполагает решение задач по нескольким направлениям (табл. 1). Основные стратегические и программные решения по развитию Арктики нацелены на модернизацию СМП и создание опорного транспортного каркаса в Арктической зоне. Но продвижение известных проектов требует тщательной проработки огромного количества вопросов, начиная с адекватных прогнозов экономической безопасности страны и заканчивая потребностями в перевозке грузов со стороны основных субъектов экономической деятельности [6]. Следует отметить, что особенность арктической экономики такова, что больше шансов на коммерческий успех имеют комплексные масштабные проекты - мегапроекты. Важнейший транспортный мегапроект Арктики - реконструкция Северного морского пути. Планируется кардинальная модернизация и наращивание грузооборота на его трассах к 2020 г. - до 60-65 млн. т, к 2030 г. - до 85 млн. т. Прежде всего, необходимо развитие ледокольного флота. К 2020 г. планируется строительство двух самых больших и мощных в мире ледоколов стоимостью 42 и 44 млрд. рублей. Также предполагается модернизация действующих арктических портов (Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон), создание новых портовых и транспортно-логистических комплексов, рейдовых 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz