Север и рынок. 2014, N 5.

НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ АРКТИКИ Серова В.А., н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Развитие транспортной системы имеет первостепенное значение и является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста, т.е. нового этапа развития страны - этапа новой индустриализации, или реиндустриализации. В настоящее время создана нормативная правовая база целевых ориентиров и задач реиндустриализации: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года; Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»; Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и др. В ходе реиндустриализации потребуется постоянно поддерживать и наращивать спрос на продукцию отечественного производства и развивать инновационные технологии. В настоящее время доход России от высоких технологий составляет всего 0,3%, при этом доля США в совокупном доходе - 39%, Германии и Японии - по 30% [1]. Процесс реиндустриализации начался в развитых странах значительно раньше, чем в России. Конечно, северные и арктические регионы будут занимать в процессе новой индустриализации специфическое положение. Здесь не будут строиться машиностроительные (включая станкостроительные) заводы, поскольку это экономически невыгодно из-за повышенных издержек. Но должна резко повыситься эффективность самого ресурсно-сырьевого сектора за счет комплекса мероприятий по повышению извлечения и глубины переработки сырья. Также необходимо, чтобы на первом этапе индустриализации добывающие отрасли и корпорации, обладающие мощными финансовыми ресурсами, могли выступать стратегическими заказчиками техники и новых технологий у обрабатывающих производств [2]. Разрушение плановой экономики сильно повлияло на индустриальный потенциал арктических регионов. Поэтому Арктической зоне совершенно необходима реиндустриализация на основе новейших технологий (в частности, «прорывных технологий» на транспорте), на базе самых последних технических достижений [3]. В противном случае из-за растущей изношенности производственной базы и инфраструктуры экономика региона может полностью деградировать. Реиндустриализация в масштабах Арктики требует скоординированной общегосударственной программы, в рамках которой объединятся потенциалы государства и частного бизнеса. В основе проектов реиндустриализации должны лежать соответствующие институциональные преобразования, которые изменят к лучшему инвестиционный климат и будут способствовать притоку капиталов в значимые инфраструктурные и производственные проекты. В Минрегионе подготовлен проект Программы социально-экономического развития Арктической зоны России до 2020 года, как основного механизма реализации принятой Стратегии развития Арктики. Российская Арктика будет развиваться за счёт строительства новых транспортных коридоров, экологической безопасности и инвестиционных проектов, причем темпы развития будут выше среднероссийских. Объем финансирования государственной программы составит почти два триллиона рублей. Значительный потенциал для развития макрорегиона будет иметь институт государственно-частного партнерства. Реализация инновационного сценария будет 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz