Север и рынок. 2014, N 5.

По нашему мнению, основными причинами постоянно возрастающей задолженности потребителей по оплате тепловой энергии в сфере ЖКХ является отсутствие отрицательных обратных связей, обеспечивающих устойчивость любой системе. Это, прежде всего, неразвитость местного самоуправления (ТСЖ может быть основной составляющей территориального общественного самоуправления) и несбалансированность финансовых интересов потенциальных выгодоприобретателей (производителей и потребителей энергетических ресурсов) в части минимизации доли платежей за тепловую энергию в структуре доходов домохозяйств. Полагаем, что недостатком российской жилищно-коммунальной системы является то, что она выстраивается исключительно на рыночных отношениях, тогда как эта сфера в значительной степени социальная, поскольку жильё, вода и тепло (особенно в северных условиях), относятся к основным потребностям человека. Так, теплоснабжение в Дании по закону бесприбыльно. То есть, РСО работает как коммерческое предприятие, но вся полученная прибыль возвращается потребителям или учитывается в следующем регулируемом периоде при расчете тарифов на тепловую энергию. Аналогично работают РСО и в некоторых городах ФРГ. Кроме того, в Дании, Нидерландах, США, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и в ряде других стран коммунальный комплекс организован не по вертикальному (по видам бизнеса) типу, а в виде территориально ориентированных коммунальных компаний (ТЭЦ, водоканал, УК, газ и др.). Эти компании имеют, как правило, муниципальный вид собственности (например, акционерное общество с преимущественным участием муниципалитета, в том числе с миноритариями - жителями муниципального образования); муниципалитеты же, в отличие от России, просто обязаны заниматься хозяйственной деятельностью. Поэтому там сбалансированы интересы и понятны «выгодоприобретатели» ресурсосбережения. Например, в Бразилии до 0,5% выручки РСО направляется на финансирование энергосберегающих мероприятий конечных потребителей. Похожие механизмы, стимулирующие энергосбережение конечных потребителей, применяются в США (закон о мерах по экономическому стимулированию от февраля 2009 года учитывает тесную связь между экономикой и производством энергии, в некоторых штатах были приняты меры, не допускающие получения энергетическими коммунальными компаниями прибыли от продажи дополнительной энергии) в соответствии с национальным планом действий по повышению энергетической эффективности на основе стратегии «Перспектива-2025».7 В странах Европейского Союза ресурсосбережение конечных потребителей также стимулируется бюджетными средствами. Рассматриваемая Минэнерго РФ в качестве перспективного направления развития централизованного теплоснабжения в России модель единой теплоснабжающей организация (ЕТО), которая реализует тепловую энергию по фиксированным тарифам для конечных потребителей ^ rice cap по «альтернативной котельной»), учитывая предлагаемые для расчета тарифа норму доходности (WACC=14%) и КУИМ (35%), а также повышенную себестоимость строительства в регионах Крайнего Севера, может привести к существенному росту тарифов, ограниченного только платежеспособностью потребителей (рис.2). 7 Федеральный бюджет США направил $5 млрд. на оплату ремонта домов, находящихся в собственности семей с низким доходом, с целью энергосбережения (свыше 5,6 миллиона семей уже получили услуги в рамках этой программы); $4 млрд. - на модернизацию государственного жилья; $300 млн. - на скидки для потребителей, приобретающих энергосберегающие электроприборы, и т.п. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz