Север и рынок. 2014, N 5.

Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода - это программа действий на средне- и долгосрочную перспективу, необходимых для модернизации моногорода и реализации инновационного сценария, создания условий для расширенного воспроизводства и устойчивого социально-экономического развития. КИПы должны обязательно быть увязаны со стратегией долгосрочного социально-экономического развития субъекта Федерации, текущими приоритетами и стратегиями развития страны в целом. Создание КИПов, по нашему мнению, должно было способствовать: - подготовке инструментария управления рисками, препятствующими устойчивому развитию городов и выходу их на инновационный сценарий развития; - разработке документов для получения софинансирования из различных бюджетов и других источников; - включению администрации городов и регионов и экспертного сообщества в работу по мониторингу состояния социально-экономического развития моногородов, а также предоставлению возможности оперативного реагирования. Согласно методическим указаниям Минрегионразвития РФ, основными целями реализации КИП модернизации моногородов являются: - в краткосрочной перспективе — обеспечение занятости части работников градообразующих предприятий, находящихся в критическом состоянии, в том числе за счет создания рабочих мест и организации общественных работ; - в средне- и долгосрочной перспективах - снижение доли градообразующего предприятия (предприятий) для исключения города из перечня монопрофильных поселений [1]. Анализ КИП моногородов АЗРФ [3,4,5,6] показал, что эти города обладают большим потенциалом для устойчивого развития. В результате их реализации в моногородах могут произойти изменения, которые затронут все стороны экономического и социального развития. Главной задачей КИПа моногорода является поиск путей его модернизации и создания условий для последующего инновационного развития экономики. Следует отметить, что при разработке КИПов моногородов АЗРФ были предусмотрены проекты, которые либо не могут являться первоочередными, либо технически и технологически невыполнимы. Заказчики по существу надеялись на использование федерального бюджета, так как средств муниципальных и региональных бюджетов с трудом хватает на обеспечение функционирования объектов социальной сферы. Полагаем, что средства федерального бюджета должны быть направлены в основном на создание условий для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, например на подготовку промышленных зон для реализации инвестиционных проектов, создание развитие инновационной инфраструктуры и привлекательности города. Значимым этапом создания КИПов является их эффективная реализация. Прежде всего, это связано с осуществлением профессионального управления через специально отобранную желательно по конкурсу управляющую команду. Еще одним важным элементом успешной реализации КИПов является продвижение и поддержка инвестиционных проектов со стороны администрации города, в том числе в вопросах подготовки документов, получения финансовых и иных ресурсов, поиска инвесторов и т.д. Исключительно важно создать условия для оперативного и полного мониторинга выполнения КИПов, организовать обучение и повышение квалификации административных работников на каждом этапе формирования и реализации КИП. Успешная реализация мероприятий КИП моногородов АЗРФ, по нашему мнению, может быть осуществлена с помощью формирования эффективного организационно-экономического механизма реализации. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz