Север и рынок. 2014, N 5.

1 Тарчоков Б.А., Фокичев А.А., Хуранова С.М. Производственная инфраструктура АПК: сущность и назначение// Гуманитарные и социальные науки, 2007.-№6.-С.50-56. 2 Москаленко Л. (2011). Возвращаемся в городок // Эксперт. 2011. -№ 48. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://expert.m/expert/2011//48/vozvraschaemsya//gorodok/. 3 Ильина Л.И., Мухаметгалимова Н.Н. Роль потребительской кооперации в развитии производственной и социальной инфраструктуры региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] // Сыктывкарский государственный университет. Электрон. вестник - Сыктывкар: СыктГУ. 2011. №4. 4 Журавлева А. Без взрывного роста// Эксперт: Северо-Запад. 2013. - № 4. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2013/04/bez-vzryivnogo-rosta 5 Денисенко Е.. Больше, чем магазин // Эксперт: Северо-Запад. 2012. - № 11. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2012/11/bolshe-chem-magazin МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАНОВ МОНОГОРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ* Никифорова Л.Ю., к.э.н., н.с. Институт проблем региональной экономики РАН, г. Санкт-Петербург Населенные пункты, расположенные в Арктической зоне РФ (АЗРФ), имеют ряд общих особенностей, обусловленных климатическими и географическими факторами. Принимая их во внимание, можно выделить три основных “источника” экономического развития таких населенных пунктов: - финансовая и другая (большое количество рабочих мест в таких населенных пунктах относится к госсектору) помощь федерального или регионального правительства, - средства от эксплуатации природных ресурсов, - развитие местного бизнеса. Но главной особенностью региона является сложившаяся региональная инфраструктура, на формирование которой оказали влияние освоение природных ресурсов, развитие средств коммуникаций и транспорта. В итоге большинство населенных пунктов на Севере имеют статус «моногорода», обслуживающего крупные промышленные предприятия, порты. На уровне каждого региона или отдельного населенного пункта имеются разработанные стратегии повышения устойчивости и диверсификации экономики, в рамках которых реализуются проекты по развитию местного бизнеса и улучшению инфраструктуры. Минрегионразвития России в 2009 году разработал методику подготовки Комплексных Инвестиционных Планов (КИП) модернизации моногородов, как одного из инструментов вывода их из кризисной ситуации [1]. По мнению одного из разработчиков КИП, члена экспертного совета секции «Моногорода» Союза российских городов А.М. Прилепина, «главной целью КИП является вывод моногорода из зоны неуправляемых рисков в зону управляемых рисков с тем, чтобы, в том числе, обеспечить условия для реализации комплексной программы модернизации в целом и выход моногорода на расширенное производство и устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие» [2]. * Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития»). 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz