Север и рынок. 2014, N 5.

образованиях, поселениях, стимулировать продвижение инноваций (идея сервисизации на основе муниципально-частного партнерства). Развитие альтернативных каналов сбыта. В регионах России постепенно развиваются процессы взаимодействия сельхозпроизводителей и покупателей с использованием интернет-торговли. По данным опроса Фонда общественного мнения, в целом по России более 50% жителей выходят в интернет хотя бы раз в месяц, однако онлайн-покупки совершают лишь 16% респондентов [4]. По мнению аналитиков, базовое преимущество дистанционных форматов в бизнесе, ориентированном на розничных клиентов, - это в первую очередь эффективные дешевые коммуникации и сравнительно низкие издержки. Это позволяет формировать более выгодные предложения, выстраивать более конкурентоспособную ценовую политику и оперировать при этом весьма широким ассортиментом без необходимости экспонировать его в традиционных торговых объектах и нести в связи с этим высокие затраты, оказывающие основное давление на рентабельность. Сравнительно невысокие темпы развития у продовольственной интернет-торговли являются лишь следствием низкого уровня развития логистики [4]. В Республике Коми с 2013 г. начал работать сайт «КомиФерма», позиционирующий себя как региональная площадка объявлений о производимых сельскохозяйственных продуктах Республики Коми. Сайт «КомиФерма» дает возможность фермерам Коми открывать новые рынки сбыта для своей продукции, а значит больше зарабатывать. Однако, данный сайт, по нашему мнению, носит в основном информативный характер. Так как предлагает покупателю и продавцу встретиться на ярмарках выходного дня, или приехать к продавцу за товаром, что не всегда удобно для покупателя. Более эффективным примером интернет-торговли сельхозпродукцией является организация специализированной компанией LavkaLavka в Московской и Ленинградской областях прямого взаимодействия фермеров и конечных потребителей. От традиционных интернет-магазинов LavkaLavka отличается тем, что клиенты точно знают, кто произвел приобретенную ими продукцию: они покупают товар фактически не у магазина, а у конкретного фермера. На сайте магазина размещена полная информация о фермерах- партнерах вплоть до их фотографий, и клиенты знают, с кем они взаимодействуют. По сути, бизнес-модель LavkaLavka является своеобразным электронным аналогом колхозного рынка (экобазара), поскольку компания не самостоятельно занимается торговлей, а обслуживает прямое взаимодействие потребителей и фермеров, предоставляя им торговую площадку, а также берет на себя часть логистики (фермеры в оговоренные сроки доставляют товары в офис компании, которая развозит их клиентам). Компания позиционирует себя как социальную сеть, обеспечивающую прямое общение клиентов и покупателей [5]. Представляется целесообразным развитие интернет-торговли в регионе по данному направлению. Модернизация рыночной инфраструктуры связана с необходимость развития дистанционного банковского обслуживания, лизинга, системы микрокредитования, облегчения доступа на городские рынки локальных производителей, формированием оптового уровня торговли и грамотной логистики, мобильного сервиса, сельскохозяйственной потребительской кооперации, а также внедрением современных технологий продаж. Важным в современных условиях является развитие на селе кооперации и интеграции, продуктовых цепочек и сетей по продвижению продукции, информационного и банковского обслуживания, целесообразна разработка в рамках целевой программы развития регионального АПК раздела по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации. Развитие инновационной инфраструктуры связано с реализацией государственной инновационной политики, направленной на создание территориальных кластеров. Литература 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz