Север и рынок. 2014, N 5.

показателю доли в производстве продукции). Уточнение локализация агропромышленного производства с позиций цепочки «производство - переработка» позволило подтвердить объективность полученных результатов в части сгущений деятельности в МОМР «Сыктывдинский», МОМР «Корткеросский», МОМР «Прилузский», и выявить его также в МОГО «Ухта» (который не вошел в ранее представленные совокупности из-за больших масштабов промышленного производства). Исследование локализации аграрного производства дает возможность определить острую необходимость развития производственной инфраструктуры именно в данных муниципальных образованиях, прежде всего - инновационной и рыночной. В данной связи перспективным является развитие оптовой торговли посредством создания оптово-розничных (логистических) центров в г. Ухта и г. Сыктывкар. В планах Минсельхозпрода РК - создание двух логистических центров в г. Сыктывкар, таким образом, сельхозпроизводители северных и центральных районов не смогут воспользоваться услугами данных организаций). Задача оптово-розничных (логистических) центров - осуществлять координацию складского и транспортного обслуживания, информационного обеспечения, а также их контроль. В работе оптово-розничных (логистических) центров целесообразно реализовать концепцию экобазаров - оснащенных современным оборудованием специализированных торговых центров, предназначенных для продажи региональными производителями своей продукции конечным покупателям. Производители арендуют торговые площади и в формате традиционной рыночной торговли предлагают покупателям не только традиционные сельскохозяйственные товары, но и о промысловую продукцию — грибы, ягоды, мед, орехи, и т. д. Концепция экобазаров основана на использовании идеи сервисизации, при которой компания, работающая на рынке розничной торговли продуктами питания (сам торговый центр), не занимается самостоятельной торговой деятельностью, а создает условия для ведения торговли производителями (обслуживает их сбытовые потребности). Речь идет не просто об аренде площадей, а о предоставлении арендаторам бесплатного доступа к имеющемуся оборудованию (пилы и мясорубки для разделки мяса, «выносной холод» для рыботорговцев, форма для продавцов и т. д.), то есть о полноценном обслуживании производственных потребностей арендаторов [2]. Целесообразно формирование внутрирайонных сетей по продвижению продукции. Основой этого перспективного направления могут стать функционирующие организаций системы потребительской кооперации и система ежедневной торговли местной продукцией в самих районных центрах. Создание единых торговых сетей (ЕТС) предусмотрено проектом Совета Центросоюза РФ, однако в Республике Коми его реализации препятствует рассредоточенность кооперативных торговых организаций и их отдаленность от республиканского центра. К примеру, из 35 потребительских обществ Коми потребительского союза только шесть находятся на расстоянии до 200 км от г. Сыктывкара, т.е. соответствуют требованиям включения их в региональную ЕТС [3]. Одновременно в республике развивается система сельскохозяйственной потребительской кооперации, охватывающая 14 изолированных кооперативов в восьми районах. В данной ситуации представляется целесообразным создание полицентричной ЕТС, включающей все кооперативные организации. Развитие маркетинга, в частности формирование муниципальных брендов, рекламы, мобильного сервиса. В торгово-сбытовом направлении формируется новая роль муниципалитетов не только как производящих и перерабатывающих продукцию, но и обслуживающих сельхозпроизводство образований. Сервисная функция муниципальных образований способна активизировать рыночные отношения внутри муниципалитета, создать положительный имидж местной продукции (муниципальный бренд), улучшить организацию производства (например, ликвидировать сезонность производства молока за счет организации искусственного осеменения), особенно в отдаленных муниципальных 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz