Север и рынок. 2014, N 5.

О СТАТУСЕ УРАЛА В СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Литовский В.В., д.г.н., зав.сектором Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург Процесс интенсивных изменений геоэкономической, геополитической и геоэкологической обстановки на рубеже XX и XXI веков в мире и обострение проблемы ресурсов привели к борьбе за ее ресурсы не только стран циркумполярного сообщества, но и всего мира. Это предопределяет и стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации. В ней с учетом роста инновационной активности в ряде развивающихся стран Азии, включая миллиардное по численности население в Китае и Индии, должны учитываться уже интересы не только циркумполярного сообщества, но и сравнительные преимущества страны в пространстве всего Евроазиатского континента. В частности, должны учитываться выгоды паритетного партнерства с Китаем и Индией, ЕС и странами АТЭС, наконец, со странами НАФТА, приниматься во внимание изменения парадигмы мирового энергетического развития и географии спроса и цен на сырье. В настоящее время обстоятельства сложились так, что именно российская Арктика стала ключевой углеводородной сырьевой провинцией в циркумполярной зоне. Это наложило специфический отпечаток и на приоритеты ее отраслевого и пространственного развития. Лидирующую роль в развитии арктической региональной экономики занял Ямал, что во многом предопределило и стратегию социально-экономического развития УрФО. Достаточно амбициозными представляются нынешние проекты Ямала, такие как проект «Ямал-СПГ» на базе Тамбейских месторождений природного газа, нацеленный на создание комплекса по сжижению природного газа (СПГ), морского порта Сабетта на восточном берегу Ямала для отгрузки СПГ на суда, создание аэропорта-хаба там же для формирования кроссполярных и внутрирегиональных авиаперевозок. Не менее амбициозен и проект «Энергия Арктики», ориентированный на превращение Салехарда в мировую столицу арктического циркумполярного сообщества, где на базе планируемого международного многофункционального комплекса «Энергия Арктики» предполагается организация деловых, научных, культурных и политических мероприятий, создание соответствующей инфраструктуры. В Салехарде возводятся Ситуационный центр ЯНАО и центральное управление ГО и ЧС, для должного обеспечения этого строится новая электростанция мощностью 268 МВт, а из Надыма к Салехарду прокладываются железная и круглогодичная автомобильная дороги, которые к 2015 году свяжут ямальскую столицу с остальной частью страны. Все это, по мнению регионального руководства и руководства страны, позволит считать Ямал не только лидирующей нефтегазоносной провинцией Арктики, но и ключевым элементом возрождения Севморпути (СМП). В то же время остаются без должного внимания проблемы связывания с СМП Воркутинского промышленного района, Тиманского и Пай-Хойского горнорудных районов, а ведь их значение для формирования полноценного геоэкономического пространства страны и Арктической зоны не меньшее, чем Ямала, но при меньших затратах. Вместе с тем, как следует из комплексного анализа Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, выполненного в монографии Института экономики УрО РАН «Формирование стратегических приоритетов изучения и комплексного освоения арктических территорий РФ» (2013 г.), излишняя ориентация на монопрофилизацию пространственного развития Арктики не создаст условий для желаемого социально-экономического и стратегического развития региона, а, скорее всего, приведет лишь к дальнейшему усилению поляризации интересов нефтегазовых компаний и коренных малочисленных народов Севера (КМНС), северян, не связанных с нефтегазовым комплексом. В этом отношении в ней особое внимание отведено комплексному подходу в стратегии социально-экономического развития Арктики на базе более широкого использования природных ресурсов, должного перераспределения и использования трудовых и финансовых ресурсов, геоэкономических и геополитических пространственных факторов, более глубоко продуманных инфраструктурных решений и др. Показано, что для целостного развития Арктической зоны требуется переход от очаговой модели развития отдельных моноотраслевых территорий к моделям взаимосвязанного развития крупных территориальных систем и их совокупной активации в рамках избранных 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz