Север и рынок. 2014, N 5.

вторых, на основе полученных оценок эффективности мы рассчитывали условный "центр масс" [13], т.е. условный город, который затем добавляли в общий список для сравнения и, таким образом, добивались "смягчения" границы Парето-эффективности. В-третьих, для того, чтобы ранжировать в определенном порядке города по эффективности, несколько раз определялась граница эффективности, и каждый раз убиралась лучшая граница. Выдерживая этот метод, мы определяем ранг городов, который чем меньше, тем лучше. Несмотря на полученные результаты, вопросы оценки эффективности городских систем нуждаются в дополнительном изучении. В первую очередь, это касается доработки перечня "входных" и "выходных" показателей муниципальной статистики, характерных для экономики именно Севера и Арктики. Во-вторых, применение данного экономико­ математического метода необходимо связать с институциональными условиями развития города, их положением относительно друг друга. Уточнение муниципальной статистики позволит провести несколько раундов подобных обследований, чтобы сформировать матрицу северных и арктических городов по типам устойчивости в сочетании с полученными количественными объективными оценками сравнительной эффективности, а также с учетом анализа условий и рисков регионального развития. Они могут составить часть обосновательной базы документов муниципального стратегического планирования на Севере и Арктике России. Литература 1. Пилясов А. Н. Не диверсификация, а комфортность: новый подход к разработке прогнозных документов северных городов-центров (опыт Программы социально-экономического развития города Ханты-Мансийска) // Модернизационно-инновационные процессы в социально­ экономическом развитии регионов и городов. Книга [Текст] : кол. монография, приуроченная к 20-летию кафедры региональной и муниципальной экономики / [отв. за вып. В. П. Иваницкий, Е. П. Дятел ; науч. ред. Е. Г. Анимица] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2013. - 474 с., с. 344-367. 2. Индекс ОПОРЫ-2012 [Эл. ресурс] - URL: http://belgorodinvest.com/files/pdf/indexopory2012.pdf (дата обращения 31.01.14г.). 3. Программа действий Совета Министров Арктического Совета [Эл. ресурс] - URL: http://www.nordregio.se/Global/About%20Nordregio/Arktiskt%20samarbetsprogram/2012-14. Nordisk_Ministerr%C3%A5d_Program_for_arktis_2012-2014_ENGELSK.pdf (дата обращения 31.01.14г.). 4. Программа конференции Arctic Urban Sustainability [Эл. ресурс] - URL: http://www.gwu.edu/~ieresgwu/programs/conference.cfm(дата обращения 31.01.14г.) 5. Д.А. Геращенко Российские города в Арктике: новые проблемы и пути их решения// Вестник МГТУ, том14, No1, 2011 г. стр.199-205. 6. Программа форума "Инновации в малых арктических городах" [Эл. ресурс] - URL: www.gubadm.ru/documents/04oficdoc/2013/. ../koncep_forum2013.doc(дата обращения 31.01.14г.). 7. Mark Nuttall The Arctic is changing [Эл. ресурс] - URL: http://www.thearctic.is/articles/overviews/changing/enska/kafli_0300.htm(дата обращения 31.01.14г.) 8. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Эл. ресурс] - URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html(дата обращения 31.01.14г.). 9. Проект федерального закона "Об Арктической зоне РФ" [Эл. ресурс] - URL: img.rg.ru/pril/article/72/72/65/230113-pr-fz-1.doc (дата обращения 31.01.14г.). 10. А. Н. Пилясов Города российской Арктики: сравнение по экономическим индикаторам// Вестник Московского университета. Сер. 5, География. - 2011. - № 4. - С. 64-69. 11. Д.Д. Сазонова, С.Н. Сазонов Оценка технической эффективности использования производственных ресурсов в фермерских хозяйствах // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 3- 4'2012, с. 108-128. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz