Север и рынок. 2014, N 5.

Таблица 1 Институциональная инфраструктура, обеспечивающая сотрудничество в рамках Баренц региона ______________________ на территории Российской Федерации______________________ уровень Нормативно-правовое организационное инструментальное международный +++ +++ +++ национальный ++ ++ + региональный ++ ++ + муниципальный + Grassroots + Таким образом, таблица 1 показывает, что институциональная инфраструктура международного сотрудничества в БЕАР создана на всех уровнях управления. Наиболее развиты ее международная и региональная составляющие. Муниципальная и «grassroots» составляющие слабо институциализованы, хотя являются важными, поскольку большой объём сотрудничества осуществляется именно на этих уровнях, и отсутствие институциализации препятствует возникновению модели тройной спирали развития на местном уровне. Следующая задача исследования состоит в определении роли новых элементов институциональной структуры международного сотрудничества в возникновении модели тройной спирали. Основной постулат данной части исследования - «развитию (инновационному развитию) способствуют все мероприятия, повышающие разнообразие в поведении экономических агентов» [3]. Следовательно, измерители системы тройной спирали должны отвечать на вопрос о том, насколько широка «база знаний» экономики, в которой сложилась данная инновационная (экономическая) система. И мы должны найти ответы на следующие вопросы: - Что сделано по ключевым направлениям международного сотрудничества? - Как это позволило расширить «базу знаний»? - Как это повлияло на повышение разнообразия поведения экономических агентов? Основными направлениями сотрудничества в Баренц регионе, согласно Киркенесской Декларации, являются: экономическое развитие; окружающая среда; здоровье и социальные вопросы; коренные народы; образование и исследования; энергетика; культура; туризм, молодёжь; транспорт и логистика. Любое из этих направлений может быть ключевым для возникновения развития модели тройной спирали инноваций, если оно создает механизмы взаимодействия образования (науки), бизнеса и власти (для нашего случая, органов местного самоуправления). Для этого также будет использован метод «глубокого изучения» - «case-study». В качестве примеров для изучения (cases) рассмотрим международные проекты программы Коларктик. В настоящий момент на территории Мурманской области реализуется 89 таких проектов, и мы упростим себе задачу, выбрав для исследования те, где образование (наука) присутствуют в качестве главного актора. Поскольку именно образование (наука) в модели тройной спирали являются звеном, отвечающим за расширение «базы знаний». Пример № 1 - проект «Экология побережья, технологии и инновации в Арктике» (CETIA), целью которого является разработка новых технологий биологического восстановления загрязненных нефтепродуктами почв для арктических условий. Участниками проекта являются университеты, научно исследовательские институты России, Норвегии и Швеции. Результатом проекта должна стать экологически безопасная, мало затратная технология восстановления загрязненных нефтепродуктами почв. Но российский бизнес интересуется проектом слабо. Практика показывает, что загрязненные нефтепродуктами почвы не восстанавливаются, остаются «как есть», либо снимаются и вывозятся на свалку. Несмотря на то, что принцип «загрязнитель платит» закреплен в законодательстве РФ (ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), и бизнесу грозят внушительные штрафы в случае допущения утечек нефтепродуктов, систематический 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz