Север и рынок. 2014, N 5.

экономического роста. В соответствии с изменившимися факторами развития должна была меняться и институциональная структура» [3]. Изменения институциональной среды были исследованы Г. Ицковицом и Л. Ледерсдорфом, которые путем синтеза институциональных воззрений социологов и биологической аналогии сформулировали концепцию тройного партнерства университетов (науки), бизнеса и власти. В их работе 1995 года такое партнерство было представлено как гибридная социальная конструкция, обладающая преимуществами молекулы ДНК (сцепление спиральных структур) и повышенной адаптивностью к изменениям внешней среды. В 2000-е годы эта конструкция стала внедряться в экономическую практику развитых стран (от Скандинавии до Японии). Технологический рывок скандинавских стран показал, что главным условием здесь является плодотворная кооперация между бизнесом, наукой и государством на всех уровнях - локальном, национальном, международном [4]. Преимуществом Мурманской области как части Баренцева региона является географическое положение, способствующее естественным связям между северными территориями Скандинавских стран и России. Взяв за постулат то, что «региональные союзы и альянсы повышают требования к отбору эффективных траекторий развития в результате сравнения эффективности технологий в разных странах (сетевая структура обеспечивает дополнительные источники контроля)» [3], настоящее исследование ставит перед собой следующие задачи: выявить элементы институциональной структуры, возникшие в Российской части БЕАР в процессе развития международного сотрудничества; определить роль новых элементов институциональной структуры международного сотрудничества в возникновении модели тройной спирали; определить возможности, связанные с расширением горизонтальных связей между органами местного самоуправления, наукой и бизнесом для их учета в региональной экономической и научной политике. Выбор методов исследования основывается на следующих постулатах: развитию способствуют все мероприятия, повышающие разнообразие в поведении экономических агентов; измерители системы тройной спирали должны отвечать на вопрос о том, насколько широка «база знаний» экономики, в которой сложилась данная экономическая система; взаимодействие между государством, наукой и бизнесом анализируется в терминах «институциональной инфраструктуры знаний», которая обеспечивает их создание, накопление и использование [3]. Поскольку необходимые статистические показатели отсутствуют, в качестве паллиатива мы будем пользоваться методом «глубокого изучения» - «case-study». В качестве первого примера (case) мы рассмотрим само международное сотрудничество в Баренц-регионе с точки зрения выявления новых институциональных структур на международном, национальном, региональном и местном уровнях Институциональная инфраструктура на международном уровне представлена в нормативно - правовом (Киркенесская Декларация 1993, 2013) и организационном поле (на межправительственном уровне Совет Баренц Евро-Арктического региона (Barents Euro-Arctic Council, BEAC)), а также на межрегиональном уровне (региональный Совет Баренц региона (Barents Regional Council, BRC)). Дополняют институциональную инфраструктуру следующие финансовые инструменты: Программа Соседства и Партнерства Коларктик (финансируется правительствами стран Баренц региона и ЕС); программы Совета Министров Северных Стран (финансируются Северными странами); программы Норвежского Баренц Секретариата (финансируются правительством Норвегии). На национальном уровне (Российская Федерация) институциональная инфраструктура представлена в нормативно - правовом поле Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» и Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 235-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz