Север и рынок. 2014, N 5.

нынешней господдержки на инновационные цели срок окупаемости проекта будет ниже предоставляемого кредита - 7,1 и 7,4 года. Анализ существующей финансовой поддержки аграрной сферы Печоро-Уральского Севера свидетельствует, что ее размеры не позволяют не только развивать отрасль на инновационной основе, но и сдерживать падение производства. Для ускорения модернизации аграрного производства необходимо увеличить прямую господдержку в 3-4 раза. Для этих целей требуются также государственные инвестиции. Для скорейшего перевода аграрной экономики на новую технико-технологическую основу предлагается субсидирование не только из регионального, но и федерального бюджета. Из федерального бюджета целесообразно осуществлять господдержку на увеличение поголовья крупного рогатого скота и оленей, объемов говядины, оленины и молока, а также на ликвидацию бедности сельского населения. На региональном уровне необходимо сохранить финансовую поддержку на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, приобретение новой техники и оборудования, продукции скотоводства и оленеводства, субсидирования процентных ставок по кредитам. Для развития предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства, рыболовства и переработки рыбопродукции, лесного сектора, туризма предлагается выдавать целевые субсидии на открытие своего дела. Для организаций агропродовольственного сектора необходимо сохранить субсидирование процентных ставок по кредитам, освободить сельхозпроизводителей от уплаты налога на имущество и транспортного налога. Региональные органы власти могут принять законодательные акты, предусмотрев в них освобождение инвесторов от налогов в региональные бюджеты, предоставление поручительств при оформлении банковских кредитов. Для привлечения квалифицированных специалистов в агропромысловое хозяйство требуется со стороны государства создать необходимые условия жизни. Выпускникам вузов, прибывшим на работу в аграрный сектор, необходимо установить единовременные субсидии в размере 1 млн. руб., техникумов - 600 тыс. руб. Молодым специалистам предлагается установить зарплату выше средней по региону, предоставить дешевую ипотеку (2-3 %). В свою очередь молодой специалист должен отработать в сельской местности не менее пяти лет. Со вступлением страны в ВТО сельское хозяйство северных и арктических территорий, не преодолев кризисных явлений 1990-2000 гг., столкнется с новыми проблемами технико-технологического и социально-экономического развития отрасли. К рискам и угрозам следует отнести: снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий и хозяйств, что делает проблематичной модернизацию отраслей аграрного сектора; невыполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности России; банкротство сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств из-за низкой конкурентоспособности; сокращение рабочих мест и налоговых поступлений от агропродовольственного сектора; снижение доходов и уровня жизни крестьян. В связи с этим особую значимость приобретает выработка комплекса мер по недопущению ухудшения социально-экономической ситуации агропромыслового хозяйства в новых условиях. Для арктических и приарктических территорий, ведущих сельское хозяйство в экстремальных условиях, необходимо снять ограничения по «желтой корзине». Снятие ограничений на поддержку сельского хозяйства зоны Севера позволит повысить рентабельность, заработную плату работников аграрного производства, обеспечить их занятость, увеличить инвестиционные возможности для модернизации скотоводства и оленеводства. Одним из важнейших решений является внесение поправок в Федеральный закон 2006 г. «О развитии сельского хозяйства», предусматривающий выделение субъектов РФ с неблагоприятными для занятия сельским хозяйством условиями и возможности снятия ограничений господдержки аграрного предпринимательства в этих регионах, 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz