Север и рынок. 2014, N 5.

муниципальных ценных бумаг местными органами самоуправления. Такие ограничения закреплены в рамках: 1. Бюджетного Кодекса РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 г.); 2. В федеральном законе от 29.07.1998 г. №136-ФЭ (ред. от. 14.06.2012 г.) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»; 3. В федеральном законе от 05.08.2000г. №116-ФЗ (ред. от 24.06.2007 г.) «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Основные законодательные ограничения на привлечение заемных средств муниципальными образованиями заключаются в предельных объемах муниципального долга, который не должен превышать объем доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам. К тому же необходимо утверждение решением органа местного самоуправления о бюджете предельного размера муниципального долга и предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета или программ развития муниципального образования. При этом дефицит муниципального бюджета должен составлять не более 10% суммы доходов без учета финансовой помощи, а предельный объем заемных средств на указанные цели не должен превышать 15% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов Российской Федерации. Предельный объем расходов на обслуживание долга муниципального образования в год не должен превышать 15% объема расходов местного бюджета. Исходя из этих ограничений, по мнению Кирсанова А.А. [2], в настоящее время не рекомендуется большинству муниципальных образований привлекать займы (за исключением краткосрочных заимствований на покрытие кассовых разрывов), а с учетом того, что большинство муниципальных образований в настоящее время являются высокодотационными, т.е. имеют большую долю безвозмездных поступлений в общих доходах муниципальных образований [5, с.22-29], возможности местных органов власти на выпуск муниципальных ценных бумаг крайне ограничены. После проведения земельной реформы и принятия Земельного Кодекса5, еще одним важным компонентом экономической основы местного самоуправления, входящего в муниципальную собственность, являются земельные ресурсы, которые на современном этапе развития муниципалитетов являются наиболее перспективным источником доходов муниципальных бюджетов. Основными правовыми нормативными документами, регламентирующими правила землепользования, являются Земельный, Гражданский, Градостроительный Кодексы Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов РФ, а также нормативно-правовые акты местных органов власти. Согласно Земельного Кодекса, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. В письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 27 июня 2006 г. N ВК/0965 «О разграничении государственной собственности на землю и выдаче кадастровых планов» одним из оснований отнесения земельного участка к муниципальной собственности является наличие на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности муниципального образования. Таким образом, если на 5 Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. №136-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz